Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.
2.Выяснить степень информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.
3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

ДИСКО-МУЗЫКА (англ. disco), музыкальный стиль, основу которого составляют упрощенный фанк и соул; также тип студийного саунда, получивший широкое распространение в поп-музыке второй половины 1970-х годов. Получил широкое распространение после выхода в свет кинофильма Р. Стигвуда Saturday Night Fever («Лихорадка в субботний вечер», 1977), в котором прозвучала музыка группы Bee Gees. Связан с творчеством ряда артистов (Bee Gees, Глория Гейнор, Донна Саммер, Village People и др.). Для ритма диско-музыки характерна определенная частота ударов (приблизительно 120 в минуту), в аранжировке особое значение приобретают синтезаторные эффекты при одновременной «инструментализации» вокала. С середины 1990-х годов диско-музыка стала переживать стилистическое возрождение в связи с общей модой на танцевальную музыку.

РОК-МУЗЫКА (англ. rock music, от rock — качаться, трястись). Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы  бытования (от любительских групп до профессиональных коллективов), техническое  оснащение (применение электрического и электронного усиления и преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой. Особую роль, жанровый диапазон которой охватывал как сровнитьельно простые баллады, так и разнообразные песенные композиции приобрела бас гитара. Благодаря электроусилителю её партия превратилась в самостоятельной подвижный басовый голос и значительно усложнилась. Бас-гитара стала солирующим инструментом. Развитие рока вылилось в появление множества стилевых разновидностей этого музыкального течения, таких как хеви-метал и панк. Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов. С момента своего появления рок-музыка часто становилась компонентом молодежной культуры, выражая свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры». Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (арт-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.), месту в системе художественной культуры (рок-авангард, поп-рок, альтернативный рок). Важное значение для рок-музыки имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, их стиль жизни, сценическое оформление рок-шоу, новые жанры визуальной подачи рок-музыки.

РОКОПОПСОВИКИ. Музыкальная эклектика - основа этой субкультуры. Нестабильность подросткового возраста и эмоциональная подвижность приводят к частой смене музыкальных увлечений. Но рок остается в центре внимания в качестве символа молодежного протеста и источника музыкально-стилевых новаций. В тоже время, поп привлекает своей сентиментальностью и мелодичностью. Пожалуй, это единственная музыкальная субкультура, где ценится мелодическая выразительность.

От остальных фанатов поп-музыки ее отличает критическое отношение к коммерческому шлягеру, особенно его поэтическим «шедеврам».

Черты новаторства, озабоченность поиском новых  звуковых решений не тяготят любителей  поп-рока. Зачем? Если музыкальный мир  так разнообразен. Нужно только интернализировать  себя в нем. Конформность - основа стиля  поведения, что делает их очень общительными. Для коммуникации используются любые источники (теле. и радиозаписи, интернет-сайты, собственные музыкальные коллекции) и разнообразные места (дискотеки, концерты, клубы, сэйшены). Таким образом, субкультура поп-рока грозит стать массовой.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Вышепредставленная  типология молодежных музыкальных  субкультур наглядно репрезентирует тезис  о значимости массовой музыки в качестве фактора внутригрупповой консолидации, ее способности влиять на становление  индивидуальных стилей жизни. Одновременно, она обособляет молодежные сообщества и возникает достаточно сложная картина их взаимодействия.

 В интервью  участники вполне определенно  высказывались «за» или «против»  конкретной музыкальной субкультуры,  функционирующей в молодежной среде. Посредством социометрической процедуры, удалось установить, что не рокеры, а рэперы являются источником девиаций. При том, общение рэперов с любителями рокопопса и металлистами вызывает взаимное отторжение и становится наиболее конфликтным. Причиной является разность, можно сказать полярность музыкальных интересов этих подростковых команд. Однако жестоких столкновений все-таки не происходит, поскольку на родной почве рэперы осваивают совершенно иную тематику, тяготеющую к отечественной бардовской традиции, что объясняет внимание рэперов к русскому року и шансону.

Субкультура русского рока оказывается весьма притягательной для всех молодежных музыкальных  объединений, которые считают текст  экзистенциональным толчком возникновения  музыки: рэперы, скины, панки, любители русского шансона.

Однако намечается и другой лидер - металлическое братство, к нему тяготеют фанаты техно, панки, скины, даже поклонники русского рока. Здесь нет противоречия, поскольку  музыкальный язык «тяжелого» рока пронизывает  композиции групп, почитаемых данными субкультурами. «Буфером» между двумя лидерами: субкультурой русского рока и субкультурой металлистов, выступает новое сообщество - рокопопсовики. Они тяготеют одновременно и к западному музыкальному материалу, и смысловой энергетике русского рока. В результате, реальное взаимоотношение молодежных субкультур, как и их подвидов, можно представить в виде функционирования двух пар «звезд», объединенных усилиями фанатов поп-рока.

 Итак, субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков.

Молодежные  субкультуры в России несут на себе воздействие к западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности.

Эти воздействия  переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу  для развития негативных тенденций  в молодежной среде другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

 

2.3 Музыкальные предпочтения современной молодежи (по результатам социологического опроса)

 

В проведенном  мною исследовании был использован  метод сбора информации: анкетирование, так как с помощью анкетирования можно было узнать точку зрения современной молодежи о влиянии предпочитаемого ими музыкального жанра. Исследование проводилось в образовательных учреждениях города Уфа, таких как школа №29 и УГАТУ. Объем выборки составлял 100 человек и количество опрошенных -100 человек.

Целью исследования ставилось исследовать влияние  социальных факторов на музыкальные  предпочтения современной молодежи.

Задачи исследования:

1. Выявить факторы,  влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.

2.Выяснить степень  информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.

3.Выявить направления  в музыке, которым молодежь отдает  наибольшее предпочтение.

Объект исследования – молодежь г.Уфа

Объектом обследования являлись учащиеся школ и ВУЗов г. Уфа.

Предметом исследования – музыкальные предпочтения современной  молодежи г.Уфа.

Основная гипотеза данного исследования: современная  молодежь г. Уфа, в возрасте от 14 до 20 лет отдает предпочтение поп-музыке.

Частные гипотезы:

1.Чем выше  степень информированности о  разнообразии музыкальных жанров  у молодежи, тем реже к своим  предпочтениям относят классику.

2.Отношение  современной молодежи города Уфы к жанрам классической и рок-музыке в целом нейтральное.

3.Большее влияние на выбор определенного жанра музыки влияет социальное окружение по сравнению со статусом.

4.Наличие музыкального  образования влияет на предпочтения  в выборе музыки (чаще всего  на выбор классической музыки)

В результате проведения исследования было опрошено 100 человек (70 женщин, 30 мужчин). Место проведения исследования – г.Уфа. Данная выборочная совокупность состояла из респондентов, обучающихся в образовательных учреждениях, таких как УГАТУ и школа №29. Основной критерий формирования выборочной совокупности – возраст (от 14 до 20лет).

Основной целью  данного исследования было изучение влияния социальных факторов на музыкальные  предпочтения современной молодежи г.Уфы.

Основная гипотеза заключалась в следующем –современная молодежь г.Уфы в возрасте от 14 до 20 лет, отдает предпочтение поп-музыке. Основная гипотеза исследования оказалась верной. Основная часть частных гипотез подтвердились, таких, как: большее влияние на выбор определенного жанра музыки влияет социальное окружение по сравнению со статусом, чем выше степень информированности о разнообразии музыкальных жанров у молодежи, тем реже к своим предпочтениям относят классику, а часть оказались опровергнутыми.

Опровергнутые гипотезы: отношение современной  молодежи к жанрам классической и  рок-музыке в целом нейтрально.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.1

Любимы  виды искусства респондента (возможны несколько вариантов ответа)

Вид искусства

Процент ответов, %

музыка

67%

кино

68%

литература

24%

театр

21%

живопись

12%

архитектура

8%


 

Данные таблицы 2.3.1 представим в виде рисунка 1

Рисунок 1 - Любимые виды искусства

 

На вопрос: Ваши любимые виды искусства, музыка заняла второе место, отстав от кино, всего на 1%, нужно заметить, что при ответе на данный вопрос было возможно несколько вариантов ответа, из которых самыми популярными стали музыка и кино.

На рисунке 2 представим ответы на вопрос «Какое место в Вашей жизни занимает музыка?»

 

Рисунок 2 - Какое место в Вашей жизни занимает музыка?

 

На вопрос: какое  место в Вашей жизни занимает музыка, большинство респондентов (93%),с огромным восхищением в голосе, ответили, что не представляют жизни без музыки, и лишь 7% опрошенных сказали, что музыка не занимает особого место в их жизни. Исходя из ответов, нужно сделать вывод, что музыка является одним из самых популярных видов искусств в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.2

Предпочтения  в области жанров музыки

 

 Отрицательное

Нейтральное

Положительное

Поп-музыка

4%

16%

80%

Рок-музыка

9%

30%

61%

Классическая  музыка

46%

42%

12%

Хард рок

12%

42%

46%

Панк рок

20%

56%

24%

Диско

7%

80%

13%

Ритмо музыка

9%

80%

11%

кантри

63%

37%

0%

реп

12%

12%

76%

Хи-хоп

10%

14%

76%

джас

15%

56%

29%

блюз

12%

86%

2%

фолк

76%

23%

1%

Информация о работе Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи