Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.
2.Выяснить степень информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.
3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

Музыка является предметом и источником духовного  общения, совершенствования. Огромна  роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Главной проблемой, связанной с осмыслением роли музыки в воспитании человека, является её специфика. Не углубляясь в теорию вопроса, отметим лишь те основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства по силе воздействия и выразительности.

Первая и  главная особенность музыки, порождающая  все другие, кроется в интонационном  периоде этого вида искусства. Музыка становится нам близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи. На заре становления общественной жизни, когда язык и звуковая речь стали средствами общения между людьми, возникли и первые образцы вокальной музыки – музыки для голоса. Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос – воспроизводил мелодически и ритмически оформленную человеческую речь, зовы, кличи, восклицания, шумы природы.

Мелодичные  возгласы объединяли усилия людей в  труде, повторяющиеся напевы матери убаюкивали младенцев в колыбели, смерть близких людей оплакивали в песнях – причитаниях.

Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли глубоко  раскрыто в работах академика  Б.В. Асафьева5. Со времени появления его теории интонации ни один из эстетических вопрос о языкознания не решается диалектико-материалистическим направлением искусствознания без обращения к данной концепции. Интонация стала рассматриваться как фундамент, как звуковыраженная, «музыкальная мысль», которая лежит в основе музыкального образа произведения, содержания и формы, творческого метода и стиля, реализма, народности, тенденциозности и других сторон музыкального произведения. Термин Асафьева «зерно интонации» показывает, что главный художественный, эстетический и гуманистический смысл произведения заложен в характерном для данного произведения музыкальной интонации.

Б.В. Асафьев  писал: «В самом звучании слова отражается интонационный смысл смысла…  Музыка не выдумывается, а плавится из реальности» . Перефразируя слова академика Астафьева, можно сказать, что главное в восприятии музыкального произведения состоит в том, чтобы услышать «смысл интонационного смысла».

Интонируя, человек  выражает свои чувства, мысли, отношение  к миру. Музыкальную речь, состоящую  из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образнопознавательную деятельность сознания, связанную с выражением звукообразов, звукоидей. Эстетическое восприятие музыкальной интонации предполагает её сопряжённость с человеческой речью, а через неё и с человеческими мыслями и чувствами.

Это обстоятельство позволяет воспринимать музыкальное  отражение души и разума человека.

Вторая сторона  специфики восприятия и понимания  музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса.

Многочисленные субъективно–идеалистические философские теории музыкального искусства защищают тезис о его бессодержательности, радикально отрицают связь музыки с жизнью и человеком. Спекулируя на чертах особой абстрактности музыкального искусства, известный австрийский музыкальный критик Эдуард Ганслик в XIX веке выдвинул положение о том, что «музыка ничего не выражает и выразить не может». Он писал : «Красота музыкального произведения специфически музыкальна, т.е. имманентна сочетаниям звуков безотносительно к внемузыкальному кругу идей… Язык, как и музыка, искусственный продукт, для них не существует прообраза во внешней природе»6.

Здесь выражены апологетика идей «чистого» музыкального искусства, отсутствие его связи  с внешним миром и самим  человеком. Само содержание музыки мыслится независимым от объективной действительности, чисто «символичным», условным.

Материалистическое  научное истолкование музыкальный  образ получает только в свете  диалектической теории отражения, где  он выступает как категория гносеологии  искусства. У музыкального искусства есть объективная основа. Но лежит она не в натуралистическом воспроизведении эмоций, не в воссоздании звуковых картин предметного мира, не в перенесении акустических явлений в область музыкального мышления. Человек интонирует о мире и о себе с помощью исторически сложившихся средств музыкальной выразительности, часто называемых музыкальным языком.

Интонируемая  музыкальная мысль всегда обличена в форму музыкального языка и  от этого превращается в художественный язык – особый язык человеческого общения.

О чём не может  поведать нам музыка? Бесспорно, она  обладает намного меньшей предметной и понятийной конкретностью, чем  другие виды искусства. Она, например, не может столь же непосредственно, как живопись, графика или скульптура, отражать и изображать конкретные предметы или явления. Она не может собственными средствами выразить философские или научные идеи, которые поддаются в строгом смысле лишь словесно – логическому воплощению.

Но зато музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и треволнений, эмоционально – психологические состояния, их динамику и переливы. Внутренние, тончайшие, сокровенные стороны души человека, то, что порой не передаваемо на привычном языке человеческого общения, становится доступным выражению музыкальными звуками, выступает основой особой образности в музыке. Музыкальные звуки, особым способом переработанные, построенные в определённую ладовую, ритмическую систему, являющиеся в сообщённом им порядке в музыке Баха, Бетховена, Чайковского, как бы вырастают из чувств, эмоций, душевных состояний композитора.

Область чувств и эмоций человека – один из основных предметов  отражения в музыкальном образе. Но их нельзя рассматривать как чисто  субъективное явление, они, подобно другим формам осознания действительности человеком, есть «субъективный образ объективного мира».

Следовательно, музыка изображает и выражает действительность не прямо, подобно живописи, создающей образ  той или иной части предметного  мира, а косвенно, воссоздавая мир чувств и чувствительных отношений, или той субъективной реальности, которая образует вторичный образ бытия в диалектике музыкального познания.

«Стенографией чувств» назвал музыку Л.Н. Толстой, в «звуках выраженная жизнь души» сказал о ней А.Н. Серов, от сердца к сердцу – идеал воздействия героической музыки Бетховена. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого переживать, сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, правду, красоту, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. 
Последнее утверждение можно подвергнуть сомнению, указав на исключительно индивидуальные особенности воздействия тех или иных произведений на личность. Мысль о сотворчестве субъекта восприятия в искусстве не является для эстетической теории новой. Читая произведения художественной литературы каждый выносит из них для себя разное. Аналогично, слушая П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Скрябина,  
Третья, из основных черт музыки, а по значимости одна из основных, состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека. Известно, что древние греки использовали музыку как средство врачевания от телесных и психических недугов. Музыка – это искусство временное и звуковое. Материалом, физической основой построения музыкального образа выступает звук.

И хотя из бесконечного многообразия звуков природы материалом для музыки служат лишь специально обладающие музыкальными свойствами, действие звуковых волн на органы слуха происходит объективно. Оно передаётся через слуховой нерв в головной мозг и порождает ощущение звука. Громкость, тембр, высота, продолжительность музыкального звука имеют не только специфическое художественно – образное значение, но и физически воздействует на человека, вызывая в нём определённое физиологическое состояние. Научные наблюдения показывают, что звук является более сильным сенсорным раздражителем для человека, чем свет или цвет.

Человеческий слух способен воспринимать различия в высоте от 16 до 20000 колебаний в секунду. Нарушение верхнего порога способно вызвать серьёзные нарушения в человеческом организме.

В музыке используются главным  образом звуки в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду. Такой диапазон связан с исторически сложившейся практикой человеческой речи и пения. Досадно то, что современные технические средства репродуцирования музыки, имеющие значительную звуковую мощность, не предусматривают контрольных точек для уровня громкости.

Если в быту громкий  разговор человека мы воспринимаем как  признак недостаточной культуры, то в молодёжной среде сегодня  общепринята абсолютно бескультурная  позиция восприятия музыки, звучащей при превышающей всякую художественную меру громкости звука.

Особенно такое явление  характерно для танцевальных дискотек, где колебательные движения мембран  аппаратуры способны вызвать болезнь  органов слуха: «в дискотеке сила звука доведена до такой степени, когда она ещё не убивает, но и  начинает воздействовать уже сразу на подсознание, на глубинные слои психики, производя на человеческий организм как бы наркотическое действие. Причём это не мелодическая музыка, не Чайковский и не Шопен, но музыка ритмическая, поп – музыка, рок – музыка, и когда удары музыкального ритма начинают вдруг совпадать с ударами вашего сердца, создаётся впечатление, что внутри вас раскачивается тяжёлый колокольный язык, который лупит о ваши рёбра, о все ваши клетки, и всё гудит и звенит, и не то вы сейчас сорвётесь с места и начнёте неистовствовать в своих движениях, не то взорвётесь и разлетитесь на мелкие части», - писал Солоухин.

Бесспорно, мера громкости  музыкального звука – величина историческая. Изначально она была задана характеристиками самого древнего музыкального инструмента  – человеческого голоса. Позднее появляются музыкальные инструменты, сопровождающие пение. Любимыми инструментами древних греков были лира, кифара, многотрубчатая флейта сиринкс и авлос. В период средневековья в Европе инструментом домашнего музицирования стала лютня, в концертной и религиозно – обрядовой жизни орган, XVII век называют золотым веком скрипки.

Совершенствование механики клавесина ведёт к появлению  фортепиано. Его универсальная природа  способствовала увеличению популярности этого «самого интеллектуального инструмента». Каждый инструмент воспитывал музыкальный слух поколения в соответствующем диапазоне громкости. В условиях развития средств массовой информации заметно увеличилась плотность звучания.

Досадно, что  микрофоны «съедают» природную  красоту звука пианиста или певца классического репертуара. Ещё печальнее наблюдать за тем, как многочисленные оркестрики спешат вооружиться техникой: электрогитарами, микрофонами, динамиками, синтезаторами. Наш слух способен оценить достоинства «технической» музыки во всех случаях, где техника не становится «вычитаемым» из музыки, а, напротив, обогащает её новыми выразительными возможностями. Живое инструментальное и вокальное музицирование, культура и богатство музыкального звука в условиях непосредственно творящегося исполнительства должны стать школой музыкального восприятия для молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТА И РОЛИ МУЗЫКИ В МИРОВОЗРЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

2.1 Формирование  музыкальных предпочтений современной  молодежи

 

Глобальная  распространенность, вездесущность  массовой культуры приводит сегодня  к снижению роли институтов семьи  и образования в музыкально-воспитательном процессе, выдвигая на первый план СМИ. Сила их воздействия так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не из традиционных источников. СМИ, главным образом, формируют рекреативные музыкальные потребности у молодежи, и мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство. Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде подростков, где он становится все более значимой социализирующей инстанцией. Заняв крепкие позиции в жизни молодежи, развлекательная информационно-музыкальная культура реализует себя, прежде всего, в досуге. Досуговое общение развивает личностные качества молодежи, способствуя становлению индивидуальных стилей жизни как потенциальных носителей молодежных субкультур.

Но в каком  направлении развивается данная сфера? Российские социологи фиксируют:

- происходит  обеднение всех видов досуговой  деятельности, а его модернизированные  формы недоступны для слоев  молодежи, ориентированных на выживание;

- СМИ контролируют  значительную часть молодежного  досуга, в результате, происходит  расширение электронных средств  его организации: телевидение,  коммуникации через Интернет, компьютерные  игры:

- все большая  часть российских подростков проводит свой досуг «на улице», общаясь друг с другом, что ведет к вульгаризации и криминализации отношений в молодежных сообществах. Поэтому, «жаргон, татуировка, язык жестов, воровской шансон стремительно интегрируются в их культуру».

Информация о работе Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи