Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.
2.Выяснить степень информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.
3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ

 

 

 

 

Факультет психологии

Кафедра общей  и социальной психологии

Специальность 030100 –

                                                            Педагогика и психология

Курс 3, группа 302

 

 

 

 

 

 

БАЙГУЖИН  НАИЛЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

 

 

МЕСТО И РОЛЬ МУЗЫКИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ  СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к. филос. н., доцент

Бондаренко Геннадий Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа  2011

ВВЕДЕНИЕ

 

В периоды резких общественных перемен постоянно  возникает вопрос о месте искусства  в общественной жизни, о его роли в формировании определенной социокультурной атмосферы. Культура по своей природе и глубинной направленности общечеловечна. Она призвана выразить общечеловеческие духовные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Реализация общечеловеческого начала в процессе духовного развития человечества оказывается очень сложной и противоречивой. Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. И в этом процессе немалую роль играет музыка. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, она имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последнее десятилетие музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности.

В современном  обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние  философы описывали положительное  терапевтическое влияние музыки на человека.

Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума.

Последователи Платона разработали методику музыкальной  психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных  пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня, подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом. В то время музыка еще не занимала такого места в обществе, какое занимает ныне, не было еще такого разнообразия жанров, которое мы наблюдаем сейчас. Само восприятие музыки имеет несколько аспектов: социально-психологический и аспект, связанный непосредственно с воздействием при восприятии. Соответственно, все исследования на эту тему рассматривали именно эти два аспекта, находя в каждом из них свои механизмы и закономерности.

Каждый человек  воспринимает что-либо по-своему, но нельзя отрицать, что существуют некие общие критерии предпочтения того или иного жанра для определенной аудитории. Основа этих критериев лежит, все-таки, не в каких-то акустических особенностях музыкальных произведений (хотя они тоже играют какую-то роль), а в личностном смысле, который слушатель вкладывает в ту или иную песню, композицию, пьесу. Т. Адорно1 даже выделял на этой основе несколько типов слушателей, основываясь на характере слушания: хороший слушатель, потребитель культуры, эмоциональный слушатель, рессантиментный слушатель, джазовый слушатель и т.д., однако, говоря при этом о социальной природе такой типизации, связывая каждый тип с некими социальными группами. Несмотря на важность такой классификации, необходимо отметить, что подобная типизация не подходит для нашей страны, поскольку у нас нет многих из тех социальных групп и классов, на которые опирался Т. Адорно. Стоит обратить внимание на сами жанры и их эволюцию в современном обществе.

Как уже отмечалось, сейчас трудно выделить какой-то доминирующий жанр или направление, скорее правильней говорить о массовой музыкальной культуре.

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет2 вообще говорит о том, что, с социологической точки зрения, для этого рода искусства, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех которые понимают, и тех, которые неспособны его понять. Как будто существует две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Оно, это искусство, помогает узнать друг друга среди серой толпы, учит понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Это противостояние, зачастую, проявляется не только внутренне. Сколько всего было сказано и написано про необычный и шокирующий внешний вид любителей соответствующей музыки, про кожаные куртки с металлическими заклепками, необычайные прически, похожие на петушиные гребни, серьги и кольца в ушах и носу, татуировки и т.д. и т.п.

А.М. Лобок3 говорит о том, что тело становится знаковой системой, глубоко отличающий один «культурный вид» от другого. Неважно, что мы оба рождены физиологически одинаковыми, «мы разной культурной крови, ты и я». Одно из наиболее современных исследований непосредственного воздействия музыки при восприятии её слушателем было проведено в конце 80-х гг. в ВНЦ психического здоровья АМН СССР4, и заключалось в исследовании влияния музыки на эмоциональное состояние больных эндогенной депрессии, на основе анализа реактивности на положительные и отрицательные эмоциональные раздражители у больных и здоровых испытуемых.

Исследуя музыку, как часть массовой культуры, современные социологи утверждают, что разнообразие музыкальных стилей влияет и на внешний вид подростка, который старается подражать кумиру. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т.д.) означают отделение от общества. Основная функция такого облика - усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.

Ритуальные  рекламные восхваления, частые интервью, слухи о крупных гонорарах и успехе поклонников, призы музыкальных конкурсов, в соединении с сексуальными сигналами - весь этот комплекс маркетинга внушает доверие и принимается подростком за чистую монету. Рекламный обман запускает потребность быть значимым - (самоуважение, признание, статус, престиж). Реакция - подражать, быть модным, крутым, продвинутым. Подросток уверен, что, подражая кумиру, он широкими шагами идет к жизненному успеху, благосостоянию, любви и признанию окружающих. Им движет первый мотив подражания - надежда перенять удачный опыт и хороший вкус. Обманутый рекламой, он оказывается вне общества.

Социальный  дискомфорт и желание найти поддержку  заставляют подростков объединяться в  группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что музыка играет в жизни современной молодежи не просто развлекательную роль, она является средством самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить индивидов со сходными музыкальными предпочтениями. Музыка является средством человеческого общения, средством самопознания и самораскрытия личности.

Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.

2.Выяснить степень  информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.

3.Выявить направления  в музыке, которым молодежь отдает  наибольшее предпочтение.

Объектом обследования являлись учащиеся школ и ВУЗов г. Уфа.

Предметом исследования – роль музыки на мировоззрение современной молодежи г.Уфа.

Основная гипотеза данного исследования: современная  молодежь г. Уфа, в возрасте от 14 до 20 лет отдает предпочтение поп-музыке.

В результате проведения исследования было опрошено 100 человек (70 девушек, 30 парней).

Место проведения исследования – г.Уфа.

Практическая  значимость заключается в дальнейшем использование результатов исследования в деятельности педагогов и психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖ

 

    1.  Музыка как вид искусства

 

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство музыки), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка . - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими. разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе музыки. Вместе с тем музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества. В музыке. используются и звуки неопределённой высоты (шумы) или такие, высота которых не принимается во внимание, однако они играют побочную роль. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последований - его форму. В содержании музыки. главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой интонационной и временной музыкальной природой, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков, и с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных  видов эмоций музыка. воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке. раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры.

Музыка, может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако музыке. вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека.

Стремясь к  более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой (инструментальной непрограммной) музыки, обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная музыка., а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом и действием, формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными другими. компонентами синтеза, а за тем переходят в "чистую" музыку как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие "музыкальными эмблемами" каких-либо понятий) или же создают собственные, новые "музыкальные знаки".

В итоге в  содержание музыки входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Сравнительно  ограниченное место в содержании музыки, занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, воплощаемые в музыкальных изображениях, т. е. в звучаниях, которые воспроизводят чувственные признаки этих явлений. Малая роль изобразительности в музыке объективно обусловлена гораздо меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. Всё же в музыке, нередко встречаются и зарисовки природы, и "портреты" различных людей, и картины или "сцены" из жизни различных слоёв общества той или иной страны и эпохи. В них представлено как более или менее прямое (хотя и неизбежно подчинённое музыкальной логике) изображение (воспроизведение) звучаний природы (шум ветра и воды, пение птиц и т. п.), человека (интонации речи и.) и общества (различные звучания, являющиеся частью практической жизни), так и воссоздание конкретно-чувственных признаков предметов с помощью ассоциаций (пение птиц - картина леса), аналогий (широкий ход в мелодии - представление о просторе) и синэстезий - связей между ощущениями слуховыми и зрительными, осязательными, ощущениями.

Информация о работе Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи