Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.
2.Выяснить степень информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.
3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.
- постоянным компонентом молодежного досуга становится посещение баров, ночных клубов и дискотек .
Отметим также, что во всех социологических опросах, касающихся молодежного досуга, телепросмотры и дискотеки в процентном отношении неизменно преобладают. Это важно, поскольку из них черпают культурно-стилевые модели юные поклонники современной музыки. Но в отличие от домашних просмотров, дискотеки ориентированы на непосредственное общение, нехватка которого воспринимается молодежью крайне болезненно. Недостаток общения может вызвать у молодого человека депрессивное состояние, которое заканчивается забвением в наркотиках, уходом из дома и бродяжничеством, а иногда и суицидом. Дискотеки помогают снять этот негативный фактор, а также напряжение от многочисленных перегрузок техногенной цивилизации, Они дают волю эмоциональному буйству юной энергии. Однако дискотеки выступают не только психофизиологическим компенсатором, не только звуковым фоном для танцев, она - главный посредник в налаживании контактов между поклонниками конкретных направлений молодежной музыки. Именно здесь происходит самоорганизация молодежных групп, а музыка - их непосредственная консолидирующая основа.
Проявление молодежных субкультур в целом бесспорно связано с характером протеста. Протеста чему, политике, измене окружающей среды или же стадному обществу, - каждый решает сам. Слоганом к действию служит фраза “Жизнь коротка. Лови момент” но не к тому действию, смысл которого гулять целыми днями, каждый раз с разными людьми, буянить, пить и пробовать все - что плохо лежит, а именно к действию осознавать мир, понимать его, принимать таким как он есть и не вредить ему. Можно считать это своеобразным протестом, или же особенностью. Так как ничтожную долю процента молодежи на самом деле волнует проблема окружающей среды. Поэтому стоит заметить, что среди неформалов довольно широко распространено вегетарианство. В своем большинстве представители молодежных субкультур народ довольно интересный и неординарный, это творческие люди с особым подходом к окружающему миру. Настоящие представители своей культуры люди не редко начитанные, являются интересными собеседниками и заслуживают лишь уважения. Существует ложно мнение, что у представителей молодежных субкультур наблюдаются сложности в учебе и их способности гораздо ниже, нежели даже простых дворовых ребят. Однако, все люди разные, и не стоит судить всех как какого-либо одного, среди всех людских сословий присутствуют злые, добрые, тупые, умные и так далее. Поэтому осуждать представителей молодежных сословий хотя бы за внешний вид как минимум глупо. Есть конечно индивидуумы, которые хотят лишь выделиться, обратить на себя внимание, однако изначальное назначение особого вида, лишь для себя, для своего собственного комфорта и для отражения своего мироощущения.
2.2 Массовая музыкальная культура как фактор формирования молодежных субкультур
Музыка в
современном мире является чрезвычайно
многообразной и
Приобщение школьников и студентов к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что оно является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.
Исследуя музыку, как часть массовой культуры, современные социологи утверждают, что разнообразие музыкальных стилей влияет и на внешний вид подростка, который старается подражать кумиру. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т.д.) означают отделение от общества.
Основная функция такого облика - усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.
Ритуальные рекламные восхваления, частые интервью, слухи о крупных гонорарах и успехе поклонников, призы музыкальных конкурсов, в соединении с сексуальными сигналами - весь этот комплекс маркетинга внушает доверие и принимается подростком за чистую монету. Рекламный обман запускает потребность быть значимым - (самоуважение, признание, статус, престиж). Реакция - подражать, быть модным, крутым, продвинутым. Подросток уверен, что, подражая кумиру, он широкими шагами идет к жизненному успеху, благосостоянию, любви и признанию окружающих. Им движет первый мотив подражания - надежда перенять удачный опыт и хороший вкус. Обманутый рекламой, он оказывается вне общества.
Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой. Проблемы музыкального восприятия изучаются социологией культуры. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Особенности взаимоотношений современной молодежи и причины конфликтов, социальные и экономические факторы, определяющие образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи, занимаясь проблемами социальной обусловленности музыкальных предпочтений молодых людей.
В настоящее
время слишком много
Глобальная
распространенность, вездесущность
массовой культуры приводит сегодня
к снижению роли институтов семьи
и образования в музыкально-
Сила их воздействия так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не из традиционных источников. СМИ, главным образом, формируют рекреативные музыкальные потребности у молодежи, и мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство.
Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде подростков, где он становится все более значимой социализирующей инстанцией. Заняв крепкие позиции в жизни молодежи, развлекательная информационно-музыкальная культура реализует себя, прежде всего, в досуге. Досуговое общение развивает личностные качества молодежи, способствуя становлению индивидуальных стилей жизни как потенциальных носителей молодежных субкультур.
Стоит обратить внимание на сами музыкальные жанры и их эволюцию в современном обществе. Сейчас трудно выделить какой-то доминирующий жанр или направление, скорее правильней говорить о массовой музыкальной культуре.
В итоге можно
заключить, что современная звуковая
среда характеризуется стилевым
многообразием. Это создает условия
для свободного выбора молодежью
культурных образцов, и побуждает
в ней желание
Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив, что расщепляет, разобщает молодежные сообщества, не позволяет им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры 80-х годов.
И если последняя, как предвестник желанных гражданских свобод, несла вместе с протестом неформалов духовное обновление, то нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.
РОКЕРЫ. Несмотря на статистическое преобладание, им свойственна внутренняя контрастность, разнонаправленность музыкальных увлечений: фанаты скиновкого рока, панк-рока, советского рока, различных ветвей «тяжелого» рока. Каждый субкультурный подвид стремится дистанцироваться от другого, посредством выделения оригинальной содержательно-смысловой компоненты из общего звукового массива рока. Например, шуточно-хулиганская тематика панк-групп и подчеркнуто патриотический настрой в националистических тонах рока скинов; стремление вернуть былое протестное идеологическое звучание русских рокеров и разрушительные мотивы современной социальности металлистов, вплоть до неоязычества. Основная черта рокеров - индивидуализм, который не способствует их целостности, но создает прекрасные условия для экспериментирования с различными моделями культурного поведения, что помогает им обрести собственный жизненный стиль. По той же причине, они избирательно подходят к выбору музыкально-информационных каналов, предпочитая самим находить желаемое. Чувство независимости, личностного самоутверждения, культивирование мужских ценностей - качественные составляющие всех молодежных рок-объединений.
Это способствует
быстрому освоению роли взрослого, отчего
интерес к данному звуковому
материалу формируется в
РЭПЕРЫ. Сплоченность, единство, солидарность характеризуют эту подростковую субкультуру, не разделяющих своих участников ни по полу, ни по возрасту, главное - отделиться от взрослого поп-мэйнстрима и музыкальных увлечений других молодежных команд.
Эгоцентричность
рэперов демонстративно проявляется
в обособлении речевой
Отталкиваясь от западной модели, они хотят создать собственный российский оригинальный молодежный стиль, поэтому их субкультура не лишена поиска. Тем не менее, будучи замкнута в узком кругу преданных рэпу сверстников, она ревностно оберегает независимость своей художественной позиции.
ТЕХНО. Эта субкультура опирается на авангардные искания в области современной музыки, направленные на экспериментирование с техно-звуком. Отсюда происходит разделение ее членов на «творцов» и «фанатов».
Первые - это
ее лидеры, которые увлечены творческими
задачами и желанием повелевать музыкальным
сознанием и вкусами диско-
Одни не могут существовать без других, активно взаимодействуя, но одновременно сохраняя жесткую иерархичность. Естественно, что техно-материал предрасполагает к форме обмена музыкальной информации через Internet и месту консолидации своих участников на дискотеках. Однако субкультура техно не становится массовой, поскольку компьютерное звучание и поиск виртуальной образности обрекают ее на исключительность.
ШАНСОН. Сугубо российская музыкальная традиция городских низов, нашедшая отклик в душах молодых людей стремящихся понять «настоящую» мужскую жизнь. Их объединяет желание быть ближе к старшим, чем к сверстникам, и потому они разделяют музыкальные увлечения своих отцов (дедов).
Следуя за бардами, любители русского шансона высоко ценят «живой» звук. Это делает их активными слушателями концертов любимых исполнителей, но и обмен дисками циркулирует достаточно успешно, способствуя интеграции поклонников криминального музыкального фольклора. Одновременно, «лагерный» сюжет песен и подчеркнутая маскулинность отдаляют субкультуру любителей русского шансона от остальных представителей молодежного музыкального братства.
ДЖАЗ В начале XX века афроамериканцы стали переселяться из деревень в крупные города (Чикаго, Новый Орлеан) в поиске работы. В первых негритянских ансамблях этих городов сложилась наиболее ранняя форма джазовой музыки (Диксиленд). В начале 30-х годов появился новый тип джазового оркестра Биг-бэнд в состав, которого входили три инструментальные секции: группа саксофонов, медная группа и ритм секция. Практикуемый ими стиль был более спокойный и простой, чем ранний джаз, получивший название свинг. Основные черты джаза — основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки. Но некоторым музыкантам этот стиль показался слишком монотонным и скучным. Они стали экспериментировать в области джазовой гармонии и ритма. Что привело к появлению в 40-50 х.х. годах новых стилей, который коренным образом повлиял на образование поп-музыки
КАНТРИ (от англ. country — сельский, деревенский), развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Сложилась в начале 20 века. Вместе с ковбойскими песнями Запада — «вестернами » — приобрела популярность в городской среде под названием «кантри-энд-вестерн» (country and western, сокращенно С & W). В некоторых своих разновидностях — например, в музыке «блюграсс» (bluegrass) — обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой популярной музыки.
ПАНК-РОК (англ. punk, букв. — гниль), зародившееся во второй половине 1970-х гг. в Великобритании направление в рок-музыке, для которого характерны грязное звучание плохих инструментов, выразительный минимализм, не связываемый цензурой текстовой эпатаж и вызывающий имидж (рваная, грязная одежда; неряшливая прическа; ярко выраженное антиобщественное поведение). В 1976-78 панк-рок стал наиболее популярным, хотя и абсолютно некоммерческим течением, однако к началу 1980-х гг., проложив дорогу «новой волне», вернулся в клубы, откуда и началось его восхождение. Революция Панков имела целью возвращение к подлинно молодёжной музыке не предполагающее уход от грустной действительности, а выражающее реальное мироощущение молодых людей. Протест против современных форм рока.
Реакцией на панк музыку стало появление в начале 1980-х годов нового спокойного сдержанного музыкального стиля. Практиковавшие его группы стали называть себя «Новыми романтиками». Некоторые из них, для создания имиджа и рекламы, стали использовать видео клипы. Эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. А ведь не так давно, в восьмидесятых, они являлись грозной силой, которой своих внуков стращали бабушки. Истинные панки не могут работать. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество – вот источники их дохода. А про посвящения в панки можно написать целую книгу .Например, могут сказать просидеть пару дней в помойке, вбить гвоздь себе в пятку. за каждое задание дается булавка. всего их 5.получив последнюю ты становишься равноправным панком
Информация о работе Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи