Место и роль науки в жизни современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

Является фундаментом формирования научной картины мира, естествознание как бы транслирует для картины мира определенную систему взглядов на то или иное понимание естественных явлений и процессов. Если рассматривать предметную область естествознания предельно широко, то она включает различные формы движения материи в природе; их материальные носители, которые образуют «лестницу» уровней структурной организации материи; их взаимность, внутреннюю структуру и генезис.

Файлы: 1 файл

Естествознание.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Введение.

     В современном понимании естествознание представляет систему наук о природе, или так называемых естественных наук (в отличие от гуманитарных), взятых во взаимной связи и опирающихся, как правило, на математические способы описания объектов исследования.

     Естествознание  – одна из трех  основных областей научного значения о природе, обществе и мышлении, является теоретической  основой промышленной и сельскохозяйственной  техники и медицины и естественно – научным фундаментом картины мира.

     Является  фундаментом формирования научной картины мира,  естествознание как бы транслирует для картины мира определенную систему взглядов на то или иное понимание естественных явлений и процессов. Если рассматривать предметную область естествознания предельно широко, то она включает различные формы движения материи в природе; их материальные носители, которые образуют «лестницу» уровней структурной организации материи; их взаимность, внутреннюю структуру и генезис.

     В современном естествознании природа  рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человек, т.к. ее познание достигается в итоге не только умозрительной, теоретической, но и практической производительной деятельности людей.

     Таким образом, естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе ее активного преобразования в интересах общества. 

     Итак, для чего же нужно изучать современное  естествознание? Во-первых, для того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология, и другие науки. Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строиться в соответствии с научной методологией. Хотя человечеству далеко до научной организации труда, тем не менее научные принципы лежат в основе многих видов деятельности, и их надо знать, чтобы использовать. В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе связаны и в какой-то степени основаны на научных данных.

     Теперь  разберемся в словах, которые составляют название предмета. Результатами научных исследований является теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия можно объединить одним словом «концепция». Естествознанием называется раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, не зависимо от человека. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в ХХ в. Наука бурно прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах.

     Не  только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые основываются современная наука, поскольку наука состоит не из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, включая знания, ставшие достоянием человека в разное время его истории.

      

                

Место и роль науки в  жизни современного общества.

     Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире. Материально-предметное, практическое изменения мира  невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познания взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование.

     Современная наука – сложная и многообразная  система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько  тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы: фундаментальные и прикладные науки.

     Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как  они существуют «сами по себе»  безотносительно к интересам  и потребностям человека. К фундаментальным  относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), Гуманитарные науки (психология, и ее отросли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

     Прикладные  науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной  наукой знаний объективных законов  мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогические наука и т.д. В прикладных науках фундаментальное значение приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

     Естествознание, являясь основой всякого значения, всегда оказывало влияние на развитие гуманитарных наук (через методологические установки, общемировоззренческие представления, образы, идеи и др.) Особенно значительно это воздействие в век современной научно-технической революции. Естественно - научные методы познания все в большей мере используется в общественных и гуманитарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественно - научные методы и принципы в психологии. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы взаимообогащения естественно – научного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации – синергетики. Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки – диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т. п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатыми внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.               

     Мы  живем в эпоху научно-технической  революции. Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники  в нашей жизни. Так было не всегда. Задатки науки и техники появились  еще в древнем мире, но развивались  они обособленно друг от друга. Древние греки, например, создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины.

     Только  в новое время в западной культуре «отношения человека к природе превращалось из созерцательного в практическое. Теперь уже интересовались не природой как она есть, а прежде всего задавались вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание поэтому превратилось в технику. Точнее, оно соединялось с техникой в единое целое». (В. Г. Гейзенберг).

     И так, современная наука имеет  две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность потребность  в познании существующих связей окружающего мира. Познавательная функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.

     Современный этап научно-технического прогресса – эпоха НТР – это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества (именно «коренное», почему и употребляется слово «революция»). Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельно научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция), и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производственных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни.

     Главные направления НТР –комплексная автоматизация  производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых материалов. Однако сущность НТР не сводится ни к ее отдельным характерным чертам, ни , тем более, даже к самым крупным научным открытиям и направлениям научного и технического прогресса. НТР означает перестройку всего технологического базиса и способа производства, начиная с использования материалов  энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управлении, отношением человека к процессу производства. НТР создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоритического познания закономерностей природы и общества, комплекса технических средств и опыта преобразования природы, процесса создания материальных благ и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства.

     Роль  науки и техники в жизни  современного общества трудно переоценить. Научно-техническая революция резко  повысила благосостояние народов, которое  в первую очередь воспользовались  ее результатами (имеются в виду преимущественно развитые страны). В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту: обычными предметами обихода стали телевизоры, магнитофоны, видеотехника, персональные компьютеры. Жизнь стала более удобной и комфортной. О степени развития стран судят по тому, насколько в них используется достижения НТР.

     Технические средства увеличивают возможность  выбора, и чем из большего количества вариантов можно выбирать, тем больше степень индивидуальной свободы. Человек в состоянии создавать и выбирать из альтернатив будущего ту, которая в большей степени соответствует его целям и потребностям. Возникает, впрочем, проблема психосоматической адаптации человеческого организма к создаваемой им искусственной среде, но, как известно, адаптационные возможности человека выше, чем у других видов жизни.

     Конечно, было бы наивно думать, что НТР сама по себе, независимо от ее соотношения  со структурой общества и личности способна сделать человека счастливым, обеспечивая его все большим количеством материальных благ. НТР дала человеку в руки атомную энергию, но как он воспользуется ею – зависит от общества, в распоряжение которого данная сила поступает. Она может быть использована во благо человека, а может привести к уничтожению планеты в ядерной войне.

     НТР неразрывно связана с человеком, его желаниями и надеждами. С  одной стороны, наука дает человеку желаемое, с другой – сама НТР  влияет на него определенным образом, чего он может и не замечать. Человек эпохи НТР с ее ускоренным темпом жизни совсем не тот, что был прежде, хотя усложнение его бытия в психологическом смысле может сопровождаться уменьшением физической активности.

     К тезису о том, что наука выполняет  желания человека, следует и одно серьезное дополнение. Применяя какое-либо достижение науки и получая при этом определенный результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек имеет нежелательные последствия. Это можно проследить в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике.

     Как пример: слишком много у нас  писали о том, что человек борется  с природой, покоряет, побеждает  ее. Результаты такой победы налицо: природа разрушается, исчезают виды животных и растений или становятся редкими и заносятся в «Красную книгу», загрязняются реки, моря, океаны, атмосфера, почва, литосфера. Выясняется, что победа человека над природой – это совсем не то, что победа в футбольном матче, после которой соперники могут разойтись до следующей встречи. Человек не может жить вне природы, он един с нею (хотя это единство и противоречиво, поскольку человек вынужден преобразовывать окружающую среду и не может жить иначе), и поэтому то, что плохо для природы, в конечном счете отрицательно сказывается на человеке.

     Несомненно, наука имеет огромное мировоззренческое  значение. Достаточно вспомнить тот  переворот в умах, который произошел  в результате отказа от геоцентрической  картины мира и получивший название «коперниканской революции». В прошлом  веке большое внимание на сознание людей имела эволюционная теория Дарвина.

Информация о работе Место и роль науки в жизни современного общества