Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:32, реферат
В процессе подготовки к написанию этой контрольной работы я интересовался отношением людей к философии. Большинство охарактеризовало её как «науку ни о чём», некоторые откровенно признавались, что не понимают её. И никто из них не мог объяснить, что это за наука в принципе. А ведь круг моего общения по большей части состоит из людей с техническим и высшим образованием!
Введение.
Философия и мировоззрение.
Специфика философского знания и предмета философии.
Философия в системе культуры. Функции и значение философии.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.
РЕФЕРАТ
Философия и её роль в жизни общества
План
Введение.
Философия и мировоззрение.
Специфика философского знания и предмета философии.
Философия в системе культуры. Функции и значение философии.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.
Введение
В процессе подготовки к написанию этой контрольной работы я интересовался отношением людей к философии. Большинство охарактеризовало её как «науку ни о чём», некоторые откровенно признавались, что не понимают её. И никто из них не мог объяснить, что это за наука в принципе. А ведь круг моего общения по большей части состоит из людей с техническим и высшим образованием!
На это можно было бы не обращать внимания, если бы речь шла не о философии (понятно, что, например, филологу незачем знать, как работает трансформатор). Но этот факт очень красноречиво говорит о моральном, духовном состоянии нашего общества.
Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Косвенно он становится жертвой этого уже в детстве. Его родители, поглощенные жестокими трудовыми буднями, не могут уделять ему нужного внимания. В результате для него оказывается безвозвратно утраченным нечто органически необходимое для его развития. Позже, сам став жертвой перенапряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения.
Склад ума миллионов
этих разобщенных, но способных к
сплочению людей оказывает
Проникшись духом легкомыслия и поверхности, институты, призванные стимулировать духовную жизнь, в свою очередь содействуют сползанию общества к такому состоянию и накладывают на него печать серости и бездумья. Все они, включая даже церковь, заняты добыванием денег ради денег. Достаточно посмотреть на состояние провинциальных театров или ознакомиться с художественными фильмами, снятыми в нашей стране за последние 10 - 20 лет. Наше общество с каждым днём становится всё более антигуманным, жестоким и равнодушным. Человек воспринимается не как человек, не как личность и индивидуум, а как часть механизма по добыванию денег. При этом наше (российское) общество, по моему, потеряло всякую способность к самозащите и самосохранению. Налицо деградация и грядущее вымирание нашей нации.
Однако, по мнению философа, «Общество всегда несёт в себе определённый (достаточный или недостаточный) уровень способности нейтрализовать опасность, несёт (или не несёт) способность повышать свои способности в соответствии с нарастающими опасностями воспроизводить себя на фоне дальнейшего роста сложности. Этот возрастающий по своей важности процесс, определяющий «быть или не быть» странам и народам, всему человечеству, включает в себя способность к философствованию, всеобщую форму этого процесса» Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования//Вопросы философии. 1999. №8..
Философия и мировоззрение
С давних времён, по крайней мере с VI в. до н. э., когда, видимо, благодаря греческому мыслителю Пифагору появился термин «философия» (гр. Philosophia: pileo - люблю и sophia - мудрость), её сравнивают и отождествляют именно с любовью людей к мудрости и истинностью их знаний. Когда его спросили, считает ли он себя мудрецом, Пифагор ответил, что он лишь любитель мудрости. Поэтому и на Руси философов называли любомудрами (буквальный перевод на русский язык).
Такая трактовка
философии принята и у нас
в России. В «Толковом словаре
живого великорусского языка» Владимира
Даля можно прочесть, что мудрость
- «свойство мудрого; премудрость, соединение
истины и блага, высшая правда, слияние
любви и истины, высшего состояния
умственного и нравственного
совершенства, философия». В «Словаре
русского языка» С. И. Ожегова философ
характеризуется как «
Философия как
тип мировоззрения
Когда речь идёт
о мировоззрении, следует иметь
в виду, во-первых, систему взглядов
(воззрений) на объективный мир; во-вторых,
совокупность взглядов не только на роль
и место человека в окружающем
мире, но и отношение человека к
нему и самому себе; в-третьих, обусловленные
вышесказанным основные жизненно важные
позиции людей и социальных общностей;
их убеждения и ценностные ориентации
и идеалы, а также принципы познания
и деятельности. Последнее обстоятельство
- свидетельство огромного
История показывает, что мировоззренческие вопросы касаются не одиночек, а масс, объединённых в сословия, нации, классы, партии, конфессии, профессиональные и другие организации, в силу чего трактовки этих вопросов по содержанию, объёму, степени научной достоверности оказываются весьма различными, нередко прямо противоположными. По своему объекту они однотипны, так как в их основе - бытие, а по субъекту, носителям тех или иных взглядов они разнотипны. Обычно называют такие исторически возникшие и эволюционирующие типы мировоззрения, как мифологическое, житейское или обыденное, религиозное и философское.
Каждому типу мировоззрения
присущи свои особенности. Так, обыденные
взгляды мировоззренческого характера,
будучи порождены непосредственными
бытийными условиями
Философ А. А. Миголатьев
говорит: «Философское мировоззрение
включает не только собственно философские
взгляды и положения, но также
идеи и выводы частных общественных,
естественных и технических наук,
поднятых на мировоззренческий уровень.
Вместе взятые, интегративно они создают
общую научную картину мира. При
этом философия, история, социология, экономическая
теория, политическая наука и другие
общественные дисциплины формируют
социально-историческую составляющую
картины мира, а науки о природе,
технике и технологиях - естественно-научную
составляющую. Таким образом, философское
мировоззрение и философия - нетождественные
понятия, первое шире, чем второе. Вместе
с тем именно философия - теоретическая
основа современного мировоззрения, его
несущий стержень, глубинное ядро»
Миголатьев А. А. Философия. Её предмет
и метод//Социально-
Специфика философского знания и предмета философии
В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Широко известно, что в условиях античности философия была наукой наук. По мнению Аристотеля «Философ, надо полагать, должен знать начала и причины сущностей». Начала и причинность известны, поэтому и философия вечна, пока существует Логос, познающий мир интеллект.
По мере развития опытных наук и превращение их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных её природе функций в развитии теории частнонаучного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона.
Это, однако, не
привело к уменьшению роли философии
в обществе и познании действительности.
Напротив, она существенно возросла,
ибо философия могла
В сравнении с частными науками предмет философии отличается ещё одной существенной особенностью. Опыт, на базе которого развиваются естественные, общественные и технические науки, при всём его богатстве и многообразии, ограничен. Предмет же философии находится и за пределами человеческого опыта. Этот предмет - мир как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии, а также её внеисторичность и внепартийность.
«Предмет философии
- начала начал; причины причин; предельные
основания; всеобщие свойства; связи
и отношения действительности; принципы
и законы бытия и сознания»
Миголатьев А. А. Философия. Её предмет
и метод//Социально-
Философия в системе культуры. Функции и значение философии
Философствование как особая форма человеческой реальности само является предметом исследования методами философии, т. е. налицо философствование по поводу философствования, рефлексия философствования. Эти метафилософские исследования - элемент самого философствования, а не внешняя для него сила. Всякий новый виток философствования есть одновременно и виток метафилософствования, так как он содержит критику сложившейся философии, попытку возвыситься над ней, превратить её в предмет исследования, переосмысления, критики. Современный этап переосмысления происходит на основе включения в опыт философствования накопленного опыта исследования культуры. Культура рассматривается как одно из определений человеческой реальности, как форма рефлексии человека, его способности критически переосмысливать собственные условия, средства и цели.
М. С. Каган так
говорит о роли философии в
культуре: «Философия самоопределялась
в культуре именно как философия,
т. е. любомудрие - целостное осмысление
всего сущего, включая осмысляющего
мир носителя этой мудрости - человека:
напомню, с одной стороны, онтологические
концепции элеатов и
Критика культуры
- необходимый аспект её освоения и
воспроизводства, её повседневного
существования как момента
Акт движения мысли
в материале культуры можно рассматривать
как попытку преодоления