Философия и её роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Краткое описание

В процессе подготовки к написанию этой контрольной работы я интересовался отношением людей к философии. Большинство охарактеризовало её как «науку ни о чём», некоторые откровенно признавались, что не понимают её. И никто из них не мог объяснить, что это за наука в принципе. А ведь круг моего общения по большей части состоит из людей с техническим и высшим образованием!

Оглавление

Введение.
Философия и мировоззрение.
Специфика философского знания и предмета философии.
Философия в системе культуры. Функции и значение философии.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

философия и её роль в обществе.docx

— 24.62 Кб (Скачать)

Движение мысли  в материале культуры - сложный  иерархический процесс, в каждой точке постоянно распадающийся  на полюса оппозиции и постоянно  их снимающий, преодолевающий (точнее - должный преодолевать для формирования функциональных программ воспроизводства, возможности их воплощения). В конечном итоге предметом критики являются результаты этого распада, как средство, как путь преодоления этих результатов, дальнейшего распада.

Необходимость преодоления этого распада объясняется  тем, что решение, которое необходимо человеку для его воспроизводства, для его реального существования  в сложном проблемном мире должно быть однозначным, достаточно определённым. Степень достижения этого синтеза, единства, целостности его оппозиций - необходимый аспект эффективности  решения. В противном случае оно  не в состоянии обеспечить организационное  сотрудничество многих людей, содержит в себе опасность распада, катастрофы. Оно не в состоянии обеспечить функциональность, эффективность, безопасность решений, например, технических, запечатлённых  в материале, не в состоянии следовать  определённому вектору конструктивной напряжённости и отказаться от другого  вектора и т. д. и т. п.

Философствование, человеческая мысль вообще, были бы излишеством, если бы синтез в культуре происходил автоматически, по указанию внешних сил, например, прочтением записи в священной книге, минуя её интерпретацию. Синтез возможен лишь в процессе постоянного  преодоления несоответствия культуры субъекта и потока инноваций, что  требует возрастающей критики культуры во всех её формах, а это в свою очередь требует философствования как поиска оснований для этой критики в её всеобщей форме. Критика  культуры есть результат сложившейся  способности к рефлексии, то есть способности превращать саму культуру в предмет озабоченности субъекта, в предмет воздействия, изменения. Любой акт формирования нового смысла, нового решения невозможен без критического отношения к пластам культуры. Философствование можно рассматривать  как высшее проявление критической  способности человека.

Заключение

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в ближайшем будущем  философия для большинства так  и останется непонятой наукой и даже «наукой ни о чём» (мы ведь любим отвергать то, что не можем (или не хотим) понять). Человечество с ускорением движется к самоуничтожению, не желая и не успевая об этом задуматься. Прогресс во всех областях науки и техники достиг таких  темпов, что вынужденно сдерживается из соображений маркетинга. Что и  как мы едим и пьём? Чем мы дышим? О чём думаем? Как относимся  друг к другу?.. Какая разница?! Максимально  воспользоваться благами цивилизации - вот главное! Возникли проблемы - смотри рекламу, там ответы на все вопросы  и за тебя уже давно всё решили. Зачем что-то менять? Когда спрашиваешь  кого-либо, зачем тот живёт и  чем его жизнь отличается от жизни  крысы, то получаешь в ответ оскорбления  и даже едва сдерживаемую агрессию.

Грузинский Сократ (как его называли) М. К. Мамардашвили так писал о происходящем: «Мы  живем среди людей и с другими  людьми и создаем для себя образ  происходящего, но он всегда неадекватен, ибо мы видим не то происходящее, не там и не тогда, когда оно  происходит. Все дело в том, что  мир меняется с большей скоростью, чем мы реактивно занимаем свои точки в пространстве мира. Он всегда успевает принять такую конфигурацию, которая по сравнению с созданным нами образом уже отлична от представляющейся нам. Поэтому, кстати, правильно утверждение, согласно которому истина всегда смотрит на нас. Она имеет знак "уже"; для нас же это знак "слишком поздно".

Так вот, учитывая это вечное запаздывание, и можно  говорить о философствовании как  об особом акте осмысления мира и себя в нем; акте, дающем нам некое обобщенное, универсальное знание, свободное  от повседневной "гонки за происходящим". Представьте, что в пространстве мира есть какая-то точка, попав в  которую мы просто вынуждены обратить себя, свое движение и остановиться. В этой-то точке как раз пересекаются определяющие бытие "силовые линии", попав в перекрестье которых  мы и замираем, пораженные открывшейся  вдруг мудростью бытия, мудростью  устройства мира» Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. 1992. стр.29..

В свою очередь  А. С. Ахиезер говорит: «Стимулом  философствования является усложнение осваиваемого мира, что несёт возрастающую опасность выживанию, стабильности общества, делает недостаточной ранее  сложившуюся способность субъекта обеспечивать свою выживаемость, недостаточность  для этого ранее сложившихся  смыслов, определений субстанции. Отсюда возможность и необходимость  рассмотрения общества через дуальную оппозицию «опасность - возможность  её преодоления» Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования//Вопросы  философии. 1999. №8..

История человечества - история войн и убийств. Успеет ли философия помочь человечеству, в мире, где продажна даже церковь, остановиться в этой погоне за иллюзорным счастьем и изменить мировоззрение  и жизненные ориентиры? Неизвестно.

Приложение

Дельфийский оракул - оракул при храме Аполлона в Дельфах - одном из древнейших религиозных центров

Древней Греции. С вопросами к Д. о. обращались как отдельные граждане, так и  представители государств.

Дуализм -- философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Имманентный (лат. immanens - пребывающий внутри) - понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок, являются И. У Канта И. - противоположно трансцендентному. В гносеологии Канта сфера законного (И.) применения разума ограничена миром явлений, данным в опыте.

Ломгос (греч. льгпт) -- термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»).

Мамркемтинг (англ. marketing) -- управление созданием товаров и условиями их реализации.

Мировоззремние -- совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Нигилизм (от лат. nihil -- «ничего») -- философская позиция, которая отрицает общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, все формы общественной и государственной жизни.

Онтоломгия (новолат. ontologia от др.-греч. ?н род. п. ?нфпт -- сущее, то, что существует и льгпт -- учение, наука) -- раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

Орамкул (лат. oraculum, «священное слово», от лат. oro -- говорю, прошу) -- у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание.

Пифагомр  Саммосский (др.-греч. Рхибгьсбт ? УЬмйпт, лат. Pythagoras; 570--490 гг. до н. э.) -- древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Пифагореизм -- одно из влиятельных течений античной мысли. Связано с деятельностью Пифагорейской школы и пифагорейцев в конце 6 в. до н.э. -- сер. 4 в. до н.э., и как особый комплекс идей в рамках платонической академической традиции.

Филосомфия (др.-греч. цйлпупцЯб -- «любовь к мудрости», «любомудрие», от цйлЭщ -- люблю и упцЯб -- мудрость) -- наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Элеаты, элейская школа, греч. философск. школа, основан. в Элее, в южн. Италии. Ксенофаном (см.); главн. представители: Парменид (см.), Мелисс и Зенон (см.). Э. учили о единстве всего сущего ("природа и Бог - едины"), об иллюзорности воспринимаемого чувствами мира явлений.

Информация о работе Философия и её роль в жизни общества