Место и роль науки в жизни современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

Является фундаментом формирования научной картины мира, естествознание как бы транслирует для картины мира определенную систему взглядов на то или иное понимание естественных явлений и процессов. Если рассматривать предметную область естествознания предельно широко, то она включает различные формы движения материи в природе; их материальные носители, которые образуют «лестницу» уровней структурной организации материи; их взаимность, внутреннюю структуру и генезис.

Файлы: 1 файл

Естествознание.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Роль  науки в жизни общества неуклонно  возрастала на протяжении последних  столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в  целом продолжает и поныне оказывать огромное воздействие на формирования мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например, синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

     Научные достижения оказывают как положительные, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значения имеют и новые научно-методологические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать.

     Существует  воздействие и в обратном направлении. Не только НТР влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие сдвиги оказывают  большое влияние на направление  научных исследований. Многих сейчас волнует вопрос о космических пришельцах. Посещают ли нас и посещали ли раньше разумные обитатели других планет? Несомненно, что наука должна давать аргументированный ответ на эти вопросы. Поэтому появление таких новых направлений научного значения, как уфология и палевизитология, которая изучает возможности контакта человека с представителями иных цивилизаций в прошлом, весьма характерно. Даже если никаких пришельцев не было и нет, наука должна изучать феномен небывалого интереса к этой проблеме, хотя бы с точки зрения социальной психологии.

     Но  не все так гладко в развитии науки, как хотелось бы видеть некоторым  футурологам. Повышается благосостояние главным образом стран Запада, и в то же время миллионы людей  во всем мире ежегодно умирают от голода. Слишком много сил наука тратит не на улучшение условий существования людей, а на подготовку новых средств их уничтожения. Будучи поставлена на службу милитаризму, наука способствует убийственной гонке вооружений, ведущей мир к бездне термоядерной катастрофы.

     Это отрицательные последствия НТР социального плана. Есть и другие, в частности, психологические. Наука и техника является способом  и средством становления человеческой сущности в природе и не могут быть объяснены в узкопрагматическом духе как инструмент адаптации человека к окружающей среде с целью выживания в ней. Сам термин «техника» означал первоначально ремесло и искусство творения мира. Технику и следовательно бы рассматривать как умение и искусство преобразования действительности, в конечном счете, как способ творения человеком самого себя и окружающего мира. Если мы посмотрим с этой стороны, то станет ясно, что накопление однообразной техники столь же нелепо, как вывешивание в музеях копий одних и тех же картин.

     Пагубные  для человека и природной среды  последствия возникают не только вследствие собственно НТР, а при массовом тиражировании и распространении уже созданных технических новинок, что делает жизнь чрезмерно стандартизированной и однообразной. Автомобиль как техническое произведение – свидетельство разума. Но миллиарды автомобилей – это уже экологическая опасность. Техника должна быть индивидуализированной в соответствии с творческим потенциалом,  заложенный в ней, конкретными характеристиками среды, в которой она используется.

     Еще одно негативное психологическое последствие НТР связано с тем, что, способствуя росту знаний, наука приводит в то же время к отчуждению человека от природы и себе подобных. Массовое научное производство порождает такого же «частичного» (узкоспециализированного) работника, как и крупное промышленное производство. Зная все в своей узкой области деятельности, человек теряет способность к целостному осмыслению действительности.

     В результате применения достижений современной науки и традиционных технологических рамках обостряется весь комплекс глобальных проблем, и прежде всего во взаимоотношениях между обществом и природой. Здесь мы сталкиваемся с разрывом между тем, что наука дает человечеству, и тем, что она могла бы дать, и эта проблема не научная или технологическая, а прежде всего социальная.

     НТР приводит к усилению давления на природную  среду, которому она уже неспособна противодействовать. К экологически негативным последствиям НТР следует  отнести исчерпание природных ресурсов и рост капиталовложений в горнодобывающую  промышленность, загрязнение природной среды, затопления территорий в результате строительства электростанций, обмеление и исчезновение рек, гибель не только отдельных представителей флоры и фауны, но и целых видов растений и животных и т. п.

     Парадокс  состоит в том, что все согласны с основными требованиями разумного природопользования: чистота воздуха и воды, сокращения шума, забота о животном и растительном мире. Люди начали осознавать, в какой мере все это важно. И все-таки большинство мало задумывается о близких и отдаленных последствиях своих действий. В результате  люди становятся биологическими жертвами экономического развития.

     Ведется статистика экологически обусловленных  заболеваний. В первую очередь это  бронхиты и различные легочные заболевания, вызванные загрязнением атмосферы. Появляются болезни, которые не существовали раньше, например, болезнь Минамата (отравление ртутью), вызванная потреблением в пищу рыбы, выловленной в отравленных водах. Эта болезнь впервые наблюдалась в японской деревне Минамата. Большая часть органических соединений ртути, выбрасываемых с промышленными отходами в море, в этой среде быстро превращается в неорганические соединения, входящие в состав отложений на дне моря. Здесь при участии микроорганизмов они преобразуются ртутьметил – чрезвычайно токсичное соединение, которое может накапливаться в цепи морских продуктов, в том числе рыбе, которая и служит источником отравления.

     Большую опасность представляет развитие атомной  энергетики. Еще десять лет назад  можно было прочитать такие строки: «Как это не странно на первый взгляд, но атомная энергия влияет на окружающую среду в минимальной степени по сравнению с любой другой крупной отраслью промышленности»

     Экологической опасности подвергаются не только ныне живущие, но и следующие поколения. В таких промышленных городах СНГ, как Луганск (машиностроение), Северодонецк (химическая промышленность), Кадиевка (угольная промышленность), пороки развития новорожденных занимают третье место среди причин заболеваемости и второе – среди причин смертности.

     С ростом научно-технических возможностей человека растут и риск отрицательных последствий его деятельности, и трудность адекватной оценки этого риска. Поэтому любые попытки улучшения природных процессов должны проводиться с величайшей осторожностью.

     Технологические новшества, вводимые для решения одной проблемы, стоящей перед обществом, создает новые проблемы, которые могут быть еще более трудными. Если человечество не осознает это парадоксальное положение и не научится управлять им, оно создаст очень не устойчивую, неравновесную систему.

     Невозможность предвидения фундаментальных открытий в науке и всех вытекающих из них  последствий лежит в самой  их природе. Нужно быть готовым к  тому, чтобы постоянно оценивать  пользу научно-технического нововведений и вовремя отказываться от них, если получаемый результата будет далек от возлагаемых надежд.

     Благотворная  роль науки, выступающей в качестве орудия социального прогресса, которая  провозглашалось многими ее поборниками  на заре эпохи Возрождения, сейчас подвергается серьезному сомнению. НТР может превратить человека в придаток созданной им машины и отдалить его от природы.

     Свести  к минимуму отрицательные последствия  НТП можно при условии его  сочетания с социальным прогрессом, духовно-душевным становлением личности. Если природа с человек будут разрушаться, то зачем нужен научно-технический прогресс? Каковы условия сочетания научно-технического, социального и духовного прогресса? Для этого преобразование природы должно носить творческий характер с учетом конкретной обстановки, в которой оно происходит, и сопровождается развитием чувства любви к природе, теряемого под влиянием НТП. Внешние факторы в развитие науки и техники (цели общества, влияние государственных институтов, ценностные установки самих ученых и т. д.) должны находиться в гармонии с внутренней логикой научного исследования и технического преобразования природы.

     Изучение  концепции современного естествознания также предполагает из всей массы  информации о Природе выделить только основополагающие, которые бы помогли выявить те связи, которые создают органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.

       И уместно заметить, что пора  отказаться от мнения, что нельзя  выпускать из вуза специалистов, которые никогда не слышали  о тех или иных вопросах. Задача образования не в том, чтобы объять необъятное, а знать, на каких принципах, понятиях и концепциях строится современная естественно научная картина мира, какие закономерности определяют ядро современной картины мира.

          Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические науки.

     В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия  индивида, групп, государства, человечества  - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и т.д.

     Познание  единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может быть понята лишь в рамках целого. И любой открытый нами "частный" закон - если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь познанием особенного. 
 

             

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. В. Н. Михайловский «Концепции современного естествознания. СПб 2004 г.
  2. В. М. Найдыш «Концепции современного естествознания», учебное пособие. М, 1999 г.
  3. А. А. Горелов «Концепции современного естествознания», учебное пособие. М, 2000 г.
  4. Е. Н. Котликов «Концепции современного естествознания», СПб 2000 г.
  5. Грушевская Т.Г. «Концепция современного естествознания» Москва, 1998 г.
 
 
 
 
 
 
 

       

              

      

                          

Информация о работе Место и роль науки в жизни современного общества