Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:21, контрольная работа
Является фундаментом формирования научной картины мира, естествознание как бы транслирует для картины мира определенную систему взглядов на то или иное понимание естественных явлений и процессов. Если рассматривать предметную область естествознания предельно широко, то она включает различные формы движения материи в природе; их материальные носители, которые образуют «лестницу» уровней структурной организации материи; их взаимность, внутреннюю структуру и генезис.
Роль
науки в жизни общества неуклонно
возрастала на протяжении последних
столетий. Соответственно, можно говорить
и о возрастании
Научные достижения оказывают как положительные, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значения имеют и новые научно-методологические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать.
Существует воздействие и в обратном направлении. Не только НТР влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие сдвиги оказывают большое влияние на направление научных исследований. Многих сейчас волнует вопрос о космических пришельцах. Посещают ли нас и посещали ли раньше разумные обитатели других планет? Несомненно, что наука должна давать аргументированный ответ на эти вопросы. Поэтому появление таких новых направлений научного значения, как уфология и палевизитология, которая изучает возможности контакта человека с представителями иных цивилизаций в прошлом, весьма характерно. Даже если никаких пришельцев не было и нет, наука должна изучать феномен небывалого интереса к этой проблеме, хотя бы с точки зрения социальной психологии.
Но не все так гладко в развитии науки, как хотелось бы видеть некоторым футурологам. Повышается благосостояние главным образом стран Запада, и в то же время миллионы людей во всем мире ежегодно умирают от голода. Слишком много сил наука тратит не на улучшение условий существования людей, а на подготовку новых средств их уничтожения. Будучи поставлена на службу милитаризму, наука способствует убийственной гонке вооружений, ведущей мир к бездне термоядерной катастрофы.
Это отрицательные последствия НТР социального плана. Есть и другие, в частности, психологические. Наука и техника является способом и средством становления человеческой сущности в природе и не могут быть объяснены в узкопрагматическом духе как инструмент адаптации человека к окружающей среде с целью выживания в ней. Сам термин «техника» означал первоначально ремесло и искусство творения мира. Технику и следовательно бы рассматривать как умение и искусство преобразования действительности, в конечном счете, как способ творения человеком самого себя и окружающего мира. Если мы посмотрим с этой стороны, то станет ясно, что накопление однообразной техники столь же нелепо, как вывешивание в музеях копий одних и тех же картин.
Пагубные для человека и природной среды последствия возникают не только вследствие собственно НТР, а при массовом тиражировании и распространении уже созданных технических новинок, что делает жизнь чрезмерно стандартизированной и однообразной. Автомобиль как техническое произведение – свидетельство разума. Но миллиарды автомобилей – это уже экологическая опасность. Техника должна быть индивидуализированной в соответствии с творческим потенциалом, заложенный в ней, конкретными характеристиками среды, в которой она используется.
Еще одно негативное психологическое последствие НТР связано с тем, что, способствуя росту знаний, наука приводит в то же время к отчуждению человека от природы и себе подобных. Массовое научное производство порождает такого же «частичного» (узкоспециализированного) работника, как и крупное промышленное производство. Зная все в своей узкой области деятельности, человек теряет способность к целостному осмыслению действительности.
В результате применения достижений современной науки и традиционных технологических рамках обостряется весь комплекс глобальных проблем, и прежде всего во взаимоотношениях между обществом и природой. Здесь мы сталкиваемся с разрывом между тем, что наука дает человечеству, и тем, что она могла бы дать, и эта проблема не научная или технологическая, а прежде всего социальная.
НТР приводит к усилению давления на природную среду, которому она уже неспособна противодействовать. К экологически негативным последствиям НТР следует отнести исчерпание природных ресурсов и рост капиталовложений в горнодобывающую промышленность, загрязнение природной среды, затопления территорий в результате строительства электростанций, обмеление и исчезновение рек, гибель не только отдельных представителей флоры и фауны, но и целых видов растений и животных и т. п.
Парадокс состоит в том, что все согласны с основными требованиями разумного природопользования: чистота воздуха и воды, сокращения шума, забота о животном и растительном мире. Люди начали осознавать, в какой мере все это важно. И все-таки большинство мало задумывается о близких и отдаленных последствиях своих действий. В результате люди становятся биологическими жертвами экономического развития.
Ведется статистика экологически обусловленных заболеваний. В первую очередь это бронхиты и различные легочные заболевания, вызванные загрязнением атмосферы. Появляются болезни, которые не существовали раньше, например, болезнь Минамата (отравление ртутью), вызванная потреблением в пищу рыбы, выловленной в отравленных водах. Эта болезнь впервые наблюдалась в японской деревне Минамата. Большая часть органических соединений ртути, выбрасываемых с промышленными отходами в море, в этой среде быстро превращается в неорганические соединения, входящие в состав отложений на дне моря. Здесь при участии микроорганизмов они преобразуются ртутьметил – чрезвычайно токсичное соединение, которое может накапливаться в цепи морских продуктов, в том числе рыбе, которая и служит источником отравления.
Большую опасность представляет развитие атомной энергетики. Еще десять лет назад можно было прочитать такие строки: «Как это не странно на первый взгляд, но атомная энергия влияет на окружающую среду в минимальной степени по сравнению с любой другой крупной отраслью промышленности»
Экологической опасности подвергаются не только ныне живущие, но и следующие поколения. В таких промышленных городах СНГ, как Луганск (машиностроение), Северодонецк (химическая промышленность), Кадиевка (угольная промышленность), пороки развития новорожденных занимают третье место среди причин заболеваемости и второе – среди причин смертности.
С ростом научно-технических возможностей человека растут и риск отрицательных последствий его деятельности, и трудность адекватной оценки этого риска. Поэтому любые попытки улучшения природных процессов должны проводиться с величайшей осторожностью.
Технологические новшества, вводимые для решения одной проблемы, стоящей перед обществом, создает новые проблемы, которые могут быть еще более трудными. Если человечество не осознает это парадоксальное положение и не научится управлять им, оно создаст очень не устойчивую, неравновесную систему.
Невозможность
предвидения фундаментальных
Благотворная роль науки, выступающей в качестве орудия социального прогресса, которая провозглашалось многими ее поборниками на заре эпохи Возрождения, сейчас подвергается серьезному сомнению. НТР может превратить человека в придаток созданной им машины и отдалить его от природы.
Свести к минимуму отрицательные последствия НТП можно при условии его сочетания с социальным прогрессом, духовно-душевным становлением личности. Если природа с человек будут разрушаться, то зачем нужен научно-технический прогресс? Каковы условия сочетания научно-технического, социального и духовного прогресса? Для этого преобразование природы должно носить творческий характер с учетом конкретной обстановки, в которой оно происходит, и сопровождается развитием чувства любви к природе, теряемого под влиянием НТП. Внешние факторы в развитие науки и техники (цели общества, влияние государственных институтов, ценностные установки самих ученых и т. д.) должны находиться в гармонии с внутренней логикой научного исследования и технического преобразования природы.
Изучение концепции современного естествознания также предполагает из всей массы информации о Природе выделить только основополагающие, которые бы помогли выявить те связи, которые создают органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.
И уместно заметить, что пора
отказаться от мнения, что нельзя
выпускать из вуза
Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические науки.
В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и т.д.
Познание
единичных вещей и процессов невозможно
без одновременного познания всеобщего,
а последнее в свою очередь познается
только через первое. Сегодня это должно
быть ясно каждому образованному уму.
Точно также и целое постижимо лишь в органическом
единстве с его частями, а часть может
быть понята лишь в рамках целого. И любой
открытый нами "частный" закон - если
он действительно закон, а не эмпирическое
правило - есть конкретное проявление
всеобщности. Нет такой науки, предметом
которой было бы исключительно всеобщее
без познания единичного, как невозможна
и наука, ограничивающая себя лишь познанием
особенного.
Информация о работе Место и роль науки в жизни современного общества