Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.
2.Выяснить степень информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.
3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.
В ходе проведения исследования наибольший интерес вызвал вопрос: является ли выбранный вами музыкальный жанр определяющим фактором вашего образа жизни. Среди ста опрошенных респондентов 43 человека ответили, что музыка влияет на образ жизни, в основном на стиль в одежде. Остальные же ответы распределились следующим образом: либо респонденты вообще никак не комментировали этот вопрос или отвечали, что, музыка никак не влияет на образ жизни. Получается то, что у большой части респондентов, образ жизни влияет на музыкальные предпочтения. Это говорит о том, что социальные факторы являются основными при выборе музыкального жанра. Следующий вопрос также подтверждает данный факт (рисунок 3).
Рисунок 3 - Факторы, влияющие на выбор музыки
На вопрос: перечислите факторы, влияющие на выборе музыки, 85% респондентов указали: семья, друзья-96%, одноклассники-54%, одногруппники-47, и СМИ-24%. На втором месте стоит ответ: возраст-38% и на третьем месте - наличие музыкального образования-20%. Такие факторы, как уровень дохода, социальное происхождение, статус и образовательный уровень не были отмечены. Так же было отмечено, что статус семьи оказывает значительное влияние на музыкальные предпочтения молодежи, а гендерная принадлежность респондента не влияет.
Можно сделать вывод, что материальные ценности не влияют на выбор музыки современной молодежи.
Рисунок 4 - Наличие музыкального образования
Нужно заметить, что при ответе на вопрос о наличии музыкального образования 26% (рис. 4) ответили, что имеют музыкальное образование и 34% сказали, что оно влияет на выбор предпочитаемой музыки, а именно в пользу классической музыки.
Среди популярных музыкальных жанров, на первом месте стоит поп- музыка(80% опрошенных (рис. 5), на втором - реп и хип-хоп (76%),на третьем рок-музыка(61%), на четвертом хард рок (46%) и 29% респондентов указали на блюз.
Рисунок 5 - Популярные музыкальные жанры музыки среди молодежи
В данной работе была осуществлена попытка разобраться в мало исследованной проблеме место и роль музыки для современной молодежи. Как и немногочисленные работы, на эту тему, так и полученные результаты свидетельствуют о том, что чисто психологического подхода к изучению данной проблемы явно не достаточно – требуется более глубокий анализ, учитывающий культурологический, эстетический и социально-экономический аспекты этой проблемы. Тем не менее, проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:
Музыкальные жанры обладают различными ценностными спектрами, которые определяют их восприятие аудиториями как явлений, связанных не только с искусством, но и с реальной жизнью. Так, например, аудитория классической музыки склонны воспринимать этот жанр как непосредственно отражающие окружающую реальность, а аудитория поп-музыки относится к ней как к явлению чисто развлекательного характера.
Каждая аудитория обладает своим ценностным спектром для каждого музыкального жанра, жизни и музыки вообще. В зависимости от аудитории изменяются ценностные характеристики не только исследуемых жанров, но и понятий «жизнь» и «музыка».
Итак, можно сделать следующие выводы: в основном вопросы анкеты не требовали пояснения и не занимали большого количества времени для заполнения. Большинство гипотез подтверждены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка связывает, "породняет" людей с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" приходит ощущение гармонии с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Разве не к этому стремится каждый? Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский). "Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интерес. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях. Таким образом, музыкальное искусство превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса молодежи, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга и т.д., то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.
По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации.
Для каждого появляющегося стиля музыки находятся свои почитатели, а следовательно новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим старые.
Поставленные мною задачи, такие как,
- раскрыть место
и роль музыкальной культуры
в системе факторов, влияющих
на формирование у молодого
поколения общечеловеческих
- показать механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей молодежи;
- определить
основные пути формирования у
современной молодежи
В итоге можно заключить, что временная звуковая среда характеризуется стилевым многообразием. Это создает условия для свободного выбора молодежью культурных образцов, и побуждает в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив, что расщепляет, разобщает молодежные сообщества, не позволяет им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры 80-х годов. И если последняя, как предвестник желанных гражданских свобод, несла вместе с протестом неформалов духовное обновление, то нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Т. Адорно «Избранное: социология музыки» 1999, с.16-25.
2 Х. Ортега-и-Гассет «Новое искусство» 1995.
3 А.М. Лобок «Антропология мифа» 1997 с.24-41.
4 Д.А. Леонтьев «Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2
5 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971, с.212
6 Э. Ганслик «Советская музыка». 1949
Информация о работе Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи