Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение музыкальных предпочтений современной молодежи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1.Выявить факторы, влияющие на музыкальные предпочтения молодежи.
2.Выяснить степень информированности молодежи г.Уфа о многообразии музыкальных жанров.
3.Выявить направления в музыке, которым молодежь отдает наибольшее предпочтение.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

 

В ходе проведения исследования наибольший интерес вызвал вопрос: является ли выбранный вами музыкальный жанр определяющим фактором вашего образа жизни. Среди ста опрошенных респондентов 43 человека ответили, что музыка влияет на образ жизни, в основном на стиль в одежде. Остальные же ответы распределились следующим образом: либо респонденты вообще никак не комментировали этот вопрос или отвечали, что, музыка никак не влияет на образ жизни. Получается то, что у большой части респондентов, образ жизни влияет на музыкальные предпочтения. Это говорит о том, что социальные факторы являются основными при выборе музыкального жанра. Следующий вопрос также подтверждает данный факт (рисунок 3).

Рисунок 3 - Факторы, влияющие на выбор музыки

 

На вопрос: перечислите  факторы, влияющие на выборе музыки, 85% респондентов указали: семья, друзья-96%, одноклассники-54%, одногруппники-47, и СМИ-24%. На втором месте стоит ответ: возраст-38% и на третьем месте - наличие музыкального образования-20%. Такие факторы, как уровень дохода, социальное происхождение, статус и образовательный уровень не были отмечены. Так же было отмечено, что статус семьи оказывает значительное влияние на музыкальные предпочтения молодежи, а гендерная принадлежность респондента не влияет.

Можно сделать  вывод, что материальные ценности не влияют на выбор музыки современной молодежи.

Рисунок 4 - Наличие музыкального образования

Нужно заметить, что при ответе на вопрос о наличии  музыкального образования 26% (рис. 4) ответили, что имеют музыкальное образование и 34% сказали, что оно влияет на выбор предпочитаемой музыки, а именно в пользу классической музыки.

Среди популярных музыкальных жанров, на первом месте  стоит поп- музыка(80% опрошенных (рис. 5), на втором - реп и хип-хоп (76%),на третьем рок-музыка(61%), на четвертом хард рок (46%) и 29% респондентов указали на блюз.

Рисунок 5 - Популярные музыкальные жанры музыки среди молодежи

В данной работе была осуществлена попытка разобраться  в мало исследованной проблеме место и роль музыки для современной молодежи. Как и немногочисленные работы, на эту тему, так и полученные результаты свидетельствуют о том, что чисто психологического подхода к изучению данной проблемы явно не достаточно – требуется более глубокий анализ, учитывающий культурологический, эстетический и социально-экономический аспекты этой проблемы. Тем не менее, проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:

Музыкальные жанры  обладают различными ценностными спектрами, которые определяют их восприятие аудиториями  как явлений, связанных не только с искусством, но и с реальной жизнью. Так, например, аудитория классической музыки склонны воспринимать этот жанр как непосредственно отражающие окружающую реальность, а аудитория поп-музыки относится к ней как к явлению чисто развлекательного характера.

Каждая аудитория  обладает своим ценностным спектром для каждого музыкального жанра, жизни и музыки вообще. В зависимости от аудитории изменяются ценностные характеристики не только исследуемых жанров, но и понятий «жизнь» и «музыка».

Итак, можно  сделать следующие выводы: в основном вопросы анкеты не требовали пояснения и не занимали большого количества времени для заполнения. Большинство гипотез подтверждены.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Музыка связывает, "породняет" людей с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" приходит ощущение гармонии с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Разве не к этому стремится каждый? Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский). "Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интерес. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях. Таким образом, музыкальное искусство превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса молодежи, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга и т.д., то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.

По музыкальным  пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации.

Для каждого  появляющегося стиля музыки находятся  свои почитатели, а следовательно  новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим старые.

Поставленные  мною задачи, такие как,

- раскрыть место  и роль музыкальной культуры  в системе факторов, влияющих  на формирование у молодого  поколения общечеловеческих ценностей; 

- показать механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей молодежи;

- определить  основные пути формирования у  современной молодежи общечеловеческих  ценностей посредством музыкальной культуры, были выполнены и главная цель исследования, изучение музыкальных предпочтений современной молодежи, была достигнута.

В итоге можно  заключить, что временная звуковая среда характеризуется стилевым многообразием. Это создает условия  для свободного выбора молодежью  культурных образцов, и побуждает в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив, что расщепляет, разобщает молодежные сообщества, не позволяет им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры 80-х годов. И если последняя, как предвестник желанных гражданских свобод, несла вместе с протестом неформалов духовное обновление, то нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Исследования
  1. Адорно Т.-В. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445с.
  1. Алексеев Э.Е., Головинский Г. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.
  2. Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс». – Л.: Музыка, 1971, с.212.
  3. Борев Ю. Эстетика. - М.: Политиздат, 1988.
  4. Ганслик Э. «Советская музыка». 1949.
  5. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. - М.: Знание, 1981.
  6. Лобок А.М. «Антропология мифа» 1997 с.24-41
  7. Ортега-и-Гассет Х. «Новое искусство» 1995.
  8. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). - М.: Знание, 1986.
  9. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. - М., 1972
  10. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс. канд. социол. наук. - Казань, 1998.
  1. Публикации в периодических изданиях
  1. Исхакова, Н.Р.,Болтачев Р.В «Музыкальные предпочтения молодежи»// Социс 2006. № 6. С,103-106.
  2. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А «Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия». //Проблемы информационной культуры вып. 4, 1997.
  3. Леонтьев Д.А «Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности»// Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2
  4. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Соц. исследования. - 2008. - №10. - С.79-87.
  5. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // Соц. исследования. - 1998. - №12. - С.94-97.
  6. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодёжь: десять главных проблем. - М.: Изд-во «Социум», 1999. - 89с.
  1. Справочно - энциклопедическая литература
  1. Ожогов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М;2005
  1. Учебники, учебные пособия
  1. Ионин Л.Г Социология культуры: учебное пособие/ Л.Г Ионин.-М.: Издательская корпорация «Лотос»,2000-432стр
  1. Электронные ресурсы
  1. Музыкальные предпочтения молодежи Н.Р. Исхакова, Р.Болтачев. Доступно из http://alexkrm.narod.ru/papers/Journalizm/MJ/ishakova_musmol.htm [Дата обращения 27.01.2011]
  2. О восприятии духовной музыки студентами гуманитарного вуза (по данным социологического наблюдения) Д.В.Щирин. Доступно из http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/304765.html [Дата обращения 27.01.2011]
  3. Движения молодежи. Ушакин С.Доступно из http://magazines.russ.ru/nz/2006/47/u25.html [Дата обращения 29.01.2011]
  4. Экзистанциональный анализ музыкальной культуры молодежи Мудрян Н.С. Доступно из http://mconf.blogspot.com/2007/11/blog-post_2982.html [Дата обращения 30.01.2011]

1 Т. Адорно «Избранное: социология музыки» 1999, с.16-25.

2 Х. Ортега-и-Гассет «Новое искусство» 1995.

3 А.М. Лобок «Антропология мифа» 1997 с.24-41.

4 Д.А. Леонтьев «Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2

5 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971, с.212

6 Э. Ганслик «Советская музыка». 1949



 


Информация о работе Место и роль музыки в мировоззрении современной молодежи