Кризис в детском возрасте и особенности профилактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ
КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ
У ДЕТЕЙ…………………………………..………………………….5
1.1. Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация…...5
1.2. Кризисные ситуации в детском дошкольном возрасте, их особенности……………………………………………………………8
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ…………………………………..…….15
2.1. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации………………………………………………….15
2.2. Сказкотерапия как эффективный метод психологической
помощи детям дошкольного возраста………………………………25
Заключение…………………………………………………………...30
Литературы…………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая - кризисы.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И, заметьте, всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи [4, с.30-34].

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

1) для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка;

2) психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы;

3) ребенок может сочинять сказку самостоятельно[3, с.81].

Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Однако существуют рекомендации к применению сказкотерапии, которые могут быть сформулированы следующим образом:

1) сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном;

2) «в некотором царстве, в некотором государстве»… - эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

3) для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору);

4) способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей [9, с.67-68].

Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю технологическую «кухню», от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста. Образно говоря, это полифонический метод.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

- уместность:

- искренность:

- дозированность.

Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» ребенку.

Рассказывание психотерапевтической сказки -- это всегда сокращение «дистанции» с ребенком. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения[4, с.34-37].

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

- психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;

- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

- принятие в символической форме своей физической активности.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие кризисные ситуации и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели в данной курсовой работе понятие кризисных ситуаций у детей дошкольного возраста, а также специфику профилактической и коррекционной работы по преодолению кризисных переживаний в детском возрасте. Необходимо сделать следующие выводы:

1. Кризис - состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности.

2. Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

3. Возрастной кризис - это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.

4. Психологу, работающему с ребёнком, оказавшемся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. В курсовой работе были рассмотрены некоторые наиболее эффективные виды и формы оказания психологической помощи детям в возрасте от 3 до 7 лет, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ, среди них игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, логотерапия, метод свободных словесных ассоциаций, психодрама или драмтерапия, моритатерапия, гештальттерапия.

5. Отдельно более подробно был рассмотрен такой метод психологической помощи детям, как сказкотерапия. Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю технологическую «кухню», от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста.

Список литературы

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,2004.-25 с.

2. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические  рекомендации по профилактике  суицидальных действий в детском  и подростковом возрасте. - М., 2008.

3. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: психотерапевтические истории для детей - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 224с.

4. Валитова И.Е. Опыт обучения  студентов - будущих психологов - сказкотерапии // Психология в вузе. - 2009. - №2. - с. 30-43.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 2004.

6. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - М., 2009.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. - М., 2003.-316 с.

8. Ермолаева М.В. Психология развивающей  и коррекционной работы с дошкольниками. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 176с.

9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия  для дошкольников и младших  школьников. Методические рекомендации  для педагогической и психокоррекционной работы. - М.: ЦГЛ, 2005. - 128с.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-455с.

11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М., 2003.

12. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях / Авторы - Составители: Осипова А.А., Чаусова Л.К., Мясникова М.Н., Гейденрих Л.А., Солтовец А.В. - Ростов-на-Дону, 2011.

13. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 512с.

14. Основы психологии семьи и  семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328с.

15. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - М.: НИО, 2009.

16. Психология семейных отношений  с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Ежканова,Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Т. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.

17. Фурманов И.А. Психология депривированного  ребенка: пособие для психологов  и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319с.

18. Хусейн А., Холкомб В. Руководство  по лечению психологической травмы у детей и подростков. - Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», 2007.

19. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной  семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 2004.-167с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Кризис в детском возрасте и особенности профилактики