Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:59, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением.
Введение………………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ
КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ
У ДЕТЕЙ…………………………………..………………………….5
1.1. Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация…...5
1.2. Кризисные ситуации в детском дошкольном возрасте, их особенности……………………………………………………………8
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ…………………………………..…….15
2.1. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации………………………………………………….15
2.2. Сказкотерапия как эффективный метод психологической
помощи детям дошкольного возраста………………………………25
Заключение…………………………………………………………...30
Литературы…………………………………………………………...31
на тему:
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ
КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ
У ДЕТЕЙ…………………………………..…………………
1.1. Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация…...5
1.2. Кризисные ситуации в детском дошкольном
возрасте, их особенности…………………………………………………
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ…………………………………..…….15
2.1. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации………………………………………………….15
2.2. Сказкотерапия как эффективный метод психологической
помощи детям дошкольного возраста………………………………25
Заключение……………………………………………………
Литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность. В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением.
Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей дошкольного возраста. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений.
Как предотвратить кризисные ситуации, как оказаться к ним подготовленными, уменьшить их воздействие на психическое и физическое здоровье? Особенную важность приобретают эти вопросы в отношении детей дошкольного возраста.
В последнее время предпринимаются попытки разработки путей решения заявленной проблемы. Издаются методические пособия и рекомендации для специалистов системы образования. Огромный вклад в исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных условиях внесли Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Л. Венгер. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф.Е. Василюк, А.Д. Андреева, М. Тышкова, Р.А. Туревская, Л.М. Аболин.
Анализ психологической, социологической, философской и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей дошкольного возраста в общество (Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, В.В. Неверова, Д.Н. Исаев и др.).
Объект исследования - кризисные ситуации в детском возрасте.
Предмет исследования - содержание работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний.
Цель исследования - изучение специфики кризисных ситуаций в детском возрасте и организации системы работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний.
Главные задачи исследования:
- рассмотреть понятие кризиса и кризисной ситуации;
- определить кризисные ситуации, наиболее часто встречающиеся в детском дошкольном возрасте;
- определить эффективные пути психологической поддержки детей.
Методы научного исследования: теоретический анализ психологической, социологической, философской литературы, наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты понятия кризисной ситуации, особенности кризисов у детей
1.1. Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация
Понятие «кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.
Гордон В. Олпорт определяет кризис как ситуацию эмоционального и умственного стресса, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления.
Слово «кризис» мы воспринимаем как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста. [14, с.45]
Кризис - состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.
Хронизация кризиса присуща
людям с выраженной
И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.
В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные классификации ситуаций:
- критические ситуации (Ф.Е.Василюк);
- конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности (К.Левин);
- аффектогенные жизненные ситуации (Ф.В.Бассин);
- конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А.Г.Амбрумова);
- трудные ситуации (А.Я.Анцупов, А.Н.Шипилов) и др.
Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни. Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической [10, с.15].
Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям (А.Г.Амбрумова):
а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;
б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву не отчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам [2, с.69].
Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:
- детерминированные внешними условиями;
- детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека.
Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на это. Психическая травма способствует возникновению посттравматического синдрома (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен. Причинами посттравматического стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.
Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. В психологической литературе определены основные виды кризисов, которые может испытывать человек:
- кризисы развития (возрастные кризисы);
- кризисы утраты и разлуки;
- травматические кризисы;
- кризисы отношений и состояния души;
- кризисы смысла жизни;
- морально-этические кризисы[14, с.46-47].
Рассмотрим далее, какие кризисы и кризисные ситуации выделяются психологами в детском возрасте.
1.2. Кризисные ситуации в детском дошкольном возрасте, их особенности
Возрастной кризис - это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.
В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами [2, с.78].
Возрастные кризисы - это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
Л.С.Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, трёх лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет)[7, с.124].
Психологу, работающему с ребёнком, оказавшемся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания и пр.
Утрата - переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны, ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. С другой стороны, переживая смерть близкого, ребёнок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого травматизирует его.
Иногда у ребёнка, который по разным причинам не участвовал в ритуалах прощания с умершим, рождаются фантазии, он пытается домыслить прерванный событийный ряд. Эти фантазии переходят потом в ночные кошмары. Часто ребёнок не в состоянии раскрыть кому-либо свои чувства, свои страхи, чувство вины, возникшие у него после смерти близкого[19, с.87].
Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции - от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок: будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Очень маленькие дети не могут вербализировать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке. Им необходимо дать простейшее объяснение тому, что происходит.
Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты. Если ребёнок переживает своё горе «про себя», внешне не выражая его, некоторые стадии переживания потери не всегда заметны окружающим, однако это не значит, что ребёнок не переживает соответствующих этой фазе эмоций.
Первая стадия - шок.
Вторая стадия - злость и ощущение несправедливости.
Третья стадия - печаль и сожаление.
Четвёртая стадия - восстановление.
Особенно высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживших суицид близких. Суицид относится к социально не одобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, ещё более усугубляет горе. От ребёнка часто скрывают обстоятельства смерти близкого, и он может узнать о самоубийстве из разговоров посторонних людей. В случае кризисного переживания утраты у людей часто наблюдаются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)[14, с.34].
Информация о работе Кризис в детском возрасте и особенности профилактики