Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные совместной работой сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Если в жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса не преподносят, то для руководителя конфликт является одним из главных врагов, т.к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Природа конфликта в организациях .....................................................................4
1.1. Понятие конфликта и его классификация…………………………………...4
1.2. Причины конфликта и его последствия……………………………………..8
1.3. Методы разрешения конфликта…………………………………………….14
2. Особенности управления конфликтной ситуацией в организации…………..19
2.1. Содержание конфликтной ситуации……………………………………….19
2.2. Анализ конфликтной ситуации……………………………………………. 20
2.3. Выводы и предложения по ситуации………………………………………25
Заключение…………………………………………
Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
Исследования
показывают, что высокоэффективные
компании в конфликтных ситуациях
пользовались стилем решения проблем
больше, чем малоэффективные компании.
В высокоэффективных организациях руководители
открыто обсуждали свои расхождения во
взглядах, не подчеркивая разногласий,
но и не делая вида, что их вовсе не существует.
Они искали решение, пока не находили
его. Они также старались предотвратить
или уменьшить назревание конфликта,
концентрируя реальные полномочия в тех
подразделениях и уровнях управленческой
иерархии, где сосредоточены наибольшие
знания и информация о факторах, влияющих
на решение.
2.
Особенности управления конфликтной ситуации
в организации
2.1.
Содержание конфликтной ситуации
Некий коммерческий банк – один из многих мелких коммерческих банков, созданных в Москве за последние годы. Банк начал свои операции немногим более полутора лет назад. Весь штат банка состоял из 15 человек, не считая 6 человек охраны. Банк занимал помещение из 5 комнат: операционный зал, бухгалтерия, секретариат, кабинет управляющего и класса.
Управляющий банка – Иванов Сергей Васильевич, 45 лет, ранее работал в Научно-исследовательском центре. Стал управляющим благодаря своим глубоким знаниям в банковском деле и обширным связям в финансовом мире. Человек осторожный в общении с учредителями банка и несдержанный с подчинёнными.
Главный бухгалтер банка – Смирнова Лидия Петровна, 40 лет. В течение 10 лет работала главным бухгалтером, 2 года назад окончила курсы бухгалтерского учёта в коммерческом банке. Работала в этом коммерческом банке практически со дня его основания.
В результате проверки, проведённой Государственной налоговой инспекцией, были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учёта и отчётности. На банк был наложен крупный штраф.
Следует отметить, что бухгалтерский учёт вёлся в соответствии с учётной политикой банка, утверждённой его руководством.
За несколько месяцев до проверки Смирнова пыталась предупредить управляющего об имеющихся нарушениях. При этом произошел следующий разговор.
«Сергей Васильевич, у нас возникла проблема. Имеются серьёзные нарушения в области бухгалтерского учёта». – «А чем я могу вам помочь? Ведь это же вы – главный бухгалтер. Для этого вас и взяли на работу». – «Видите ли, я не могу изменить учётную политику предприятия без согласования с руководством банка». – «Но вы же видите, сколько у меня дел! Разбирайтесь сами. Я спешу на встречу с руководителями фирмы, которая может стать очень выгодным клиентом нашего банка».
Смирнова пыталась снова начать этот разговор, однако у Иванова и на этот раз нашлись более важные дела. После того как на банк был наложен штраф, Иванов в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил Смирнову в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме. Смирнова сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию.
Так
как она была хорошим специалистом,
да и замену ей пришлось бы искать долго,
управляющий вынужден был извиниться.
Для того чтобы принести свои извинения,
Иванов счёл неудобным вызывать главного
бухгалтера к себе в кабинет и сам пришёл
в бухгалтерии, где кроме Смирновой находились
ещё двое бухгалтеров. Смирнова приняла
извинения управляющего, и конфликт был
улажен. [6, стр.172.]
2.2.Анализ
конфликтной ситуации
Структурные элементы.
Конфликтная ситуация представляет собой организационный конфликт между двумя людьми. Межличностные конфликты в организации это, как правило, конфликты по вертикали, т. е. конфликтные стороны, находятся на разных уровнях управленческой иерархии.
Участники данного конфликта:
управляющий банка – Иванов Сергей Васильевич,
главный бухгалтер банка – Смирнова Лидия Петровна:
«Иванов
С. В. - управляющий банка, 45 лет, ранее
работал в Научно-
Смирнова Л. П. - главный бухгалтер банка, 40 лет. В течение 10 лет работала главным бухгалтером, 2 года назад окончила курсы бухгалтерского учёта в коммерческом банке. Работала в этом коммерческом банке практически со дня его основания».
Оставшиеся 19 человек составляют социальную среду конфликта (нейтральная позиция), являются косвенными участниками.
Зона разногласий или объект конфликта:
Реальный объект конфликта: «...были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учёта и отчётности».
Идеальный объект конфликта: возможность поддержания Ивановым С. В. своего авторитета за счёт подчинённых (в данном случае за счёт Смирновой Л.)
Образ конфликтной ситуации:
Иванов С. В.
Цели: возможность поддержания своего авторитета за счёт Смирновой Л.
Возможности: Иванов начальник, Смирнова подчинённая:
«Иванов в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил Смирнову в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме».
Ценности: сохранение своего авторитета.
Представления о противоположенной стороне: по его словам, Смирнова Л. П. - некомпетентная, невнимательная и непрофессиональная работница, ей ничего нельзя доверить.
Смирнова Л. П.
Цели:
обратить внимание начальства на имеющиеся
в бухгалтерском учёте
Возможности: она считала, что как главный бухгалтер, проработавший в банке с момента его открытия, она сможет убедить начальника в существовании реальной проблемы. Скорее всего, Смирнова собиралась продемонстрировать нарушения, подтверждая их документами, но дальше разговоров дело не шло - Иванов находил всё новые и новые отговорки.
Ценности: забота об организации, об её авторитете, работоспособности.
Представления о противоположенной стороне: по мнению Смирновой, начальник не разбирается в бухгалтерском учёте и всю работу и, следовательно, ответственность сваливает на неё. Пытается сделать её «козлом отпущения».
Мотивы:
Побудителями активности субъекта в конфликте являются его потребности. Причины конфликта сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы, а интересы – это осознанные потребности. Интересы же определяют направленность конфликтного поведения.
Близки
к интересам субъектов
Иванов С. В. | Смирнова Л. П. | |
Позиция | «Практик» | «Мыслитель» |
Цели | Вину за произошедшее свалить на Смирнову (скрыть свои упущения в руководстве). | Доказать свою невиновность (убедить начальство в его причастности) |
Ценности | Сохранение своего авторитета. (личностные) | Признание своей компетентности руководством банка. |
Потребности | Возможность поддержания своего авторитета. | Потребность в признании. |
Мотивы | Мотивы
связаны с удовлетворением |
Действие:
Со стороны Иванова: оскорбления в адрес Смирновой.
Со стороны Смирновой: заявление об уходе.
Динамика конфликта.
Предконфликтная ситуация.
-возникновение объективной проблемной ситуации – Смирнова Л. П. знает, что существуют нарушения в бухучёте банка и в любое время может приехать Государственная налоговая инспекция.
-осознание объективной проблемной ситуации – известие о приезде Государственной налоговой инспекции.
-попытка решить проблему неконфликтными способами – «За несколько месяцев до проверки Смирнова пыталась предупредить управляющего об имеющихся нарушениях. При этом произошел следующий разговор».
-предконфликтная ситуация – «В результате проверки, проведённой Государственной налоговой инспекцией, были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учёта и отчётности».
Конфликт.
инцидент – «На банк был наложен крупный штраф». После чего произошел неприятный разговор между Ивановым и Смирновой.
эскалация – «После того как на банк был наложен штраф, Иванов в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил Смирнову в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме».
сбалансированное противодействие – Смирнова думает остаться или поменять место работы.
завершение
конфликта – «Смирнова сочла невозможным
продолжать работу в подобных условиях
и подала заявление об уходе по собственному
желанию».
Послеконфликтная ситуация.
частичная нормализация конфликта – «Так как она была хорошим специалистом, да и замену ей пришлось бы искать долго, управляющий вынужден был извиниться».
полная нормализация отношений – «Для того чтобы принести свои извинения, Иванов счёл неудобным вызывать главного бухгалтера к себе в кабинет и сам пришёл в бухгалтерии, где кроме Смирновой находились ещё двое бухгалтеров. Смирнова приняла извинения управляющего, и конфликт был улажен».
Причины конфликта.
Объективные причины:
-естественное столкновение Иванова и Смирновой на работе;
-слабая разработка юридической базы по разрешению социальных противоречий.
-организационно-
Субъективные причины:
-психологическая несовместимость людей: темперамент, особенности характера и т. д.
-стремление к власти,
-неумение начальника работать в коллективе.
Тактика поведения в конфликте (по Томасу).