Конфликты молодых симей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

цель нашего исследования – выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.
3. Выработать методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Супружеские конфликты 5
1.1. Понятие конфликт, типы конфликтов 5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения 11
1.3. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 24
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов 28
Заключение 42
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов 43
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования 43
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 44
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье 44
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Файлы: 1 файл

Конфликты в молодых семьях.doc

— 745.00 Кб (Скачать)

 

Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:

 

0–16               баллов – абсолютно неблагополучные,

17–22 балла – неблагополучные,

23–26 баллов – скорее неблагополучные,

27–28 баллов – переходные,

29–32 балла – скорее благополучные,

33–38              баллов – благополучные,

39–48 баллов – абсолютно благополучные

 


Приложение 3

Тест «Стиль конфликтного поведения»

 

1.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

 

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

 

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

 

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

 

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь най­ти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

 

6.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

 

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

 

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

 

9.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение,

 

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения.

 

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при сво­ем мнении, если он также идет навстречу.

 

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

 

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

 

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно­шения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

 

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

 

17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

 

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­можность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мне­нии, если он идет мне навстречу.

 

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

 

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

 

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру­гому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере­дине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

 

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же­лания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

 

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я ста­раюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

 

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к ар­гументам другого.

 

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каж­дого из нас.

 

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти под­держку у другого.

 

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возника­ющих разногласий.

 

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

 

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, со­трудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи­тывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ

Соперничество              : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество              : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс                            : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание                            : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление              : 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

 

Полученные количественные оценки сравниваются между со­бой для выявления наиболее предпочитаемой формы социаль­ного поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Таблица 17

Муж

Жена

Сумма баллов

1

Максим К

Ольга К

1

3

5

9

7

4

9

8

8

5

2

Юлия Д

Дмитрий Д

4

2

11

8

6

8

3

6

6

6

3

Дмитрий Ш

Надежда Ш

6

3

2

9

8

10

10

6

5

2

4

Давыд Н

Наталья Н

3

3

10

7

3

9

7

4

7

7

5

Дмитрий Щ

Анна Щ

1

0

7

8

8

9

7

6

7

7

6

Алексей Я

Инна Я

3

2

4

7

9

6

6

9

8

6

7

Александр С

Наталья С

3

1

8

8

8

9

7

5

4

7

8

Сергей Б

Илона Б

3

7

9

7

9

6

3

10

6

0

9

Владимир К

Инна К

2

4

8

11

8

6

6

3

6

6

10

Михаил Ж

Елена Ж

0

1

8

7

9

8

6

7

7

7


 


Приложение 4

Ключ к тесту «Дом-Дерево-Человек»

 

Рисунок в целом

Первым нарисован дом – безопасность, успех.

Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия.

Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность.

Рисунок, изображённый вдали, сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим.

Дом

Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности.

Двери открытые – это сильная потребность к теплу извне.

Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства.

Дом вдали – чувство отвергнутости.

Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение.

Исполнение одним цветом – боится эмоционального возбуждения.

Окна без стёкол – враждебность, отчуждённость.

Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Отсутствие основы стены – слабый контакт с реальностью.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Стена одномерная перспектива – имеются тенденции к отчуждению, оппозиции.

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности.


Человек

Большие пальцы – грубость, чёрствость, агрессия.

Волосы заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением.

Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов.

Длинная тонкая шея – торможение.

Длинные ресницы – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Зубы чётко нарисованы – агрессивность.

Лицо без ничего – нет сенсорного контакта с действительностью.

Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

Много гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.

Нечёткая голова – застенчивость, робость.

Ноги короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.

Отсутствие ушей – неприятие критики

Отсутствие шеи – нет связи между сферой контроля и сферой влечения.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость.

Пальцы одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против агрессивного чувства.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины.

Плечи слишком угловаты – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.

Подведённые глаза – грубость, чёрствость.

Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах.

Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то.

Руки напряжены и близко к телу – напряжение.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки шире у ладони – недостаточный контроль действий и импульсивность.

Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом.

Особенности начертания

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность.

Изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства.

Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения.

Короткие штрихи – импульсивное поведение.

Линии неодинаковой яркости – напряжение.

Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.

Неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

Сильный нажим – энергичность, настойчивость.

Штрихи угловатые, скованные – напряжённость, замкнутость.

Штриховка – сфера конфликта.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Дерево

Ветви в верх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.

Информация о работе Конфликты молодых симей