Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:38, дипломная работа
цель нашего исследования – выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.
3. Выработать методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Супружеские конфликты 5
1.1. Понятие конфликт, типы конфликтов 5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения 11
1.3. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 24
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов 28
Заключение 42
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов 43
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования 43
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 44
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье 44
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:
0–16 баллов – абсолютно неблагополучные,
17–22 балла – неблагополучные,
23–26 баллов – скорее неблагополучные,
27–28 баллов – переходные,
29–32 балла – скорее благополучные,
33–38 баллов – благополучные,
39–48 баллов – абсолютно благополучные
Приложение 3
Тест «Стиль конфликтного поведения»
1.
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.
7.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
а) Я твердо стремлюсь добиться своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение,
11.
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.
а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.
Ключ
Соперничество : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избегание : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление : 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Таблица 17
№ | Муж Жена | Сумма баллов | ||||||||||
1 | Максим К | Ольга К | 1 | 3 | 5 | 9 | 7 | 4 | 9 | 8 | 8 | 5 |
2 | Юлия Д | Дмитрий Д | 4 | 2 | 11 | 8 | 6 | 8 | 3 | 6 | 6 | 6 |
3 | Дмитрий Ш | Надежда Ш | 6 | 3 | 2 | 9 | 8 | 10 | 10 | 6 | 5 | 2 |
4 | Давыд Н | Наталья Н | 3 | 3 | 10 | 7 | 3 | 9 | 7 | 4 | 7 | 7 |
5 | Дмитрий Щ | Анна Щ | 1 | 0 | 7 | 8 | 8 | 9 | 7 | 6 | 7 | 7 |
6 | Алексей Я | Инна Я | 3 | 2 | 4 | 7 | 9 | 6 | 6 | 9 | 8 | 6 |
7 | Александр С | Наталья С | 3 | 1 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 5 | 4 | 7 |
8 | Сергей Б | Илона Б | 3 | 7 | 9 | 7 | 9 | 6 | 3 | 10 | 6 | 0 |
9 | Владимир К | Инна К | 2 | 4 | 8 | 11 | 8 | 6 | 6 | 3 | 6 | 6 |
10 | Михаил Ж | Елена Ж | 0 | 1 | 8 | 7 | 9 | 8 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Приложение 4
Ключ к тесту «Дом-Дерево-Человек»
Рисунок в целом
Первым нарисован дом – безопасность, успех.
Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия.
Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность.
Рисунок, изображённый вдали, сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим.
Дом
Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности.
Двери открытые – это сильная потребность к теплу извне.
Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства.
Дом вдали – чувство отвергнутости.
Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение.
Исполнение одним цветом – боится эмоционального возбуждения.
Окна без стёкол – враждебность, отчуждённость.
Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Отсутствие основы стены – слабый контакт с реальностью.
Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Стена одномерная перспектива – имеются тенденции к отчуждению, оппозиции.
Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности.
Человек
Большие пальцы – грубость, чёрствость, агрессия.
Волосы заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением.
Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов.
Длинная тонкая шея – торможение.
Длинные ресницы – кокетливость, склонность демонстрировать себя.
Зубы чётко нарисованы – агрессивность.
Лицо без ничего – нет сенсорного контакта с действительностью.
Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.
Много гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.
Нечёткая голова – застенчивость, робость.
Ноги короткие – чувство физической или психологической неловкости.
Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.
Отсутствие ушей – неприятие критики
Отсутствие шеи – нет связи между сферой контроля и сферой влечения.
Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.
Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость.
Пальцы одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против агрессивного чувства.
Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины.
Плечи слишком угловаты – признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.
Подведённые глаза – грубость, чёрствость.
Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах.
Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то.
Руки напряжены и близко к телу – напряжение.
Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки шире у ладони – недостаточный контроль действий и импульсивность.
Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом.
Особенности начертания
Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность.
Изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства.
Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения.
Короткие штрихи – импульсивное поведение.
Линии неодинаковой яркости – напряжение.
Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.
Неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.
Сильный нажим – энергичность, настойчивость.
Штрихи угловатые, скованные – напряжённость, замкнутость.
Штриховка – сфера конфликта.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Дерево
Ветви в верх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.
Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.
Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.