Конфликты молодых симей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

цель нашего исследования – выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.
3. Выработать методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Супружеские конфликты 5
1.1. Понятие конфликт, типы конфликтов 5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения 11
1.3. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 24
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов 28
Заключение 42
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов 43
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования 43
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 44
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье 44
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Файлы: 1 файл

Конфликты в молодых семьях.doc

— 745.00 Кб (Скачать)

14.    Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.

15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. - №3. – С.59 – 67.

17.    Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. - №1. – С.42 – 49.

18.    Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. – 1995. - №7. – С.93 – 99.

19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. – 1995. -№3. – С.38 – 45.

20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 1995. - №2. – С. 31 – 45.

21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».

22. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.

24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

25.    Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989.  – 94 с.

26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.

27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.

28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. – 224с.

29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989.

30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с.

31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.

32. Мариновская И. Д.,  Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001

33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.

34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995.

36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986.-208с.

40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с

41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 192с.

43. Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с.

44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. – М.: Республика, 1992.-173с.

45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

46. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.

47. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. – Мн.: 1995.

49. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.

52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

 

1. Есть ли у вас чувство, что не­обходимо серьезное выяснение от­ношений:

а) да –  1 очко;

б) нет, такой не­обходимости в выяснении отноше­ний нет –  0;

в) такое выяснение отношений бесполезно – 2.

2.  Когда вы хотите задать ка­кой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да –  0 очков;

б) да, но мне по­требуется для этого благоприят­ная обстановка – 1;

в) об этом не может идти речи –  2.

3.  Считаете ли вы, что ваш пар­тнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да – 1 очко;

б) не имею пред­ставления –  2;

в) я в курсе всех его проблем –  0.

4.  Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

а) да – 0 очков;

б) не всегда, нуж­но выждать подходящий момент – 1;

в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени – 2.

5.  Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, что­бы ваши формулировки были точ­ными?

а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1 очко;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем – 2;

в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому — 0.

6.  Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает – 2 очка;

б) он просто не вникает в мои проблемы –  1;

в) он всегда проявляет участие –  0.

7.  Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так – 2 очка;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1;

в) мы решаем и обсуждаем все вместе – 0.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще  делишься с друзьями, чем со своим спутником жизни?

а) иногда это случается — 1 оч­ко;

б) нет, свои проблемы я обсуж­даю со своим супругом — 0;

в) друзья меня лучше понимают — 2.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?

а) бывает и так — 2 очка;

б) нет, я слушаю внимательно — 0;

в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1.

10.   В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами?

а) непременно — 2 очка;

б) обыч­но даю возможность партнеру вы­сказать все, что его волнует — 0;

в) считаю, что мы оба должны де­литься своими проблемами — 1.

Затем оба супруга должны подсчитать и сложить те очки, которые у них  набраны.


В таблице 16 представлен ключ к тесту:

Таблица 16

Количество набранных баллов

Степень взаимопонимания

0-8

высокая

9-15

средняя

16-22

удовлетворительная

23-29

низкая


 

 


Приложение 2

Тест «Удовлетворены ли вы браком?»

 

1.

Когда люди живут так близко, как это происходит в семей­ной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

 

2.

Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь отве­тить;

в) скорее радость и удовлетворение.

 

3.

Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

 

4.

Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Ва­шей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

 

5.

Одна из проблем современного брака в том, что все «при­едается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

6.

Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что Вы счастливее других.

 


7.

Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

8.

Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьыа бы неполноценной.

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

 

9.

Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

10.

Только множество различных обстоятельств мешает поду­мать Вам о разводе.

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

 

11.

Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

 

12.

Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (суп­руга) — рядом с Вами.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно

 

13.

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

 

14.

Основные помехи для счастливой супружеской жизни кро­ются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

 

15.

Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

 

16.

Брак притупляет творческие возможности человека.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

17.

Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) несогласен.

 

18.

К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

19.

Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупо­сти, говорит невпопад, неуместно шутит.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

20.

Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того поряд­ка и организованности, которых Вы ожидали.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

22.

Неправы те, кто считает, что именно в семье человек мень­ше всего может рассчитывать на уважение.

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) несогласен.

 

23.

Как правило, общество Вашего супруга (супруги) достав­ляет Вам удовольствие.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

24.

По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

 

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант от­вета (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов. Далее подсчитыва­ется суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон те­стового балла 0—48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетво­ренности браком.

Нормы

Различия между средними для разводящихся и благополуч­ных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01.

Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для сред­них суммарных баллов равны:

      для разводящихся (20.76; 23.36),

      для «благополучных» (30.92; 33.34).

 

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обе­их выборок с уровнем значимости 0,05.

 

Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверитель­ных интервалов. Будем считать, что

х(н) = 32, а х(р) = 22,

при этом их средние квадратические отклонения равны 8.

 

Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-ди­агностики испытуемого по его суммарному баллу.

Информация о работе Конфликты молодых симей