Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:38, дипломная работа
цель нашего исследования – выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.
3. Выработать методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Супружеские конфликты 5
1.1. Понятие конфликт, типы конфликтов 5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения 11
1.3. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 24
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов 28
Заключение 42
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов 43
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования 43
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 44
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье 44
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Средние показатели наблюдаются в следующих молодых семьях:
Таблица 14
Имена супругов | Тест «Понимаете ли вы друг друга?» | Тест «Удовлетворены ли вы браком?» | Тест «Конфликтная ли Вы личность?» | Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» | Методика «Дом – дерево – человек»
|
Владимир, Инна К | 13 15 | 26 | 31 | 8 | - |
24 | 32 | 6 | - | ||
Максим, Ольга К | 10 13 | 26 | 32 | 8 | - |
24 | 32 | 7 | - | ||
Дмитрий, Юлия Д | 13 | 24 | 30 | 6 | - |
16 | 20 | 30 | 4 | - | |
Давыд, Наталья Н | 26 25 | 35 | 36 | 8 | - |
25 | 24 | 12 | - |
Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются:
Таблица 15
Имена супругов | Тест «Понимаете ли вы друг друга?» | Тест «Удовлетворены ли вы браком?» | Тест «Конфликтная ли Вы личность?» | Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» | Методика «Дом – дерево – человек»
|
Алексей, Инна Ш | 15 15 | 19 | 32 | 8 | - |
32 | 32 | 9 | - | ||
Александр, Наталья С | 05 08 | 33 | 30 | 3 | - |
26 | 28 | 7 | - | ||
Дмитрий, Анна Щ | 19 19 | 36 | 30 | 2 | - |
40 | 26 | 4 | - |
Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком. Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным – конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ.
В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.
В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.
Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.
Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся раскрыться перед супругой (супругом), испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации.
В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.
Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.
В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:
Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.
Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.
1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:
поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);
грубость супруга (супруги), конфликтность;
нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;
бытовая неустроенность;
недостача внимания к супруге (супругу);
нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;
разные взгляды на супружескую жизнь.
2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:
Не следует | Следует |
1. Извиняться раньше времени | 1. Ссориться наедине, без свидетелей |
2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем | 2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами |
3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств | 3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства |
4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы | 4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении |
5. Симулировать согласие или обиду | 5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас |
6. Объяснять другому, что он чувствует | 6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов |
7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого | 7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же |
8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой | 8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению |
9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле | 9. Уважать себя |
10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним | 10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место |
11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым | 11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д. |
Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.
В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой – способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
3. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с.
6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.-285с.
7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с.
8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с.
11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319с.
12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991.
13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.