Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:49, доклад
Конфликт – это столкновение интересов двух или более людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, целями, мнениями, различными представлениями о способе их достижения.
Конфликт – это столкновение интересов двух или более людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, целями, мнениями, различными представлениями о способе их достижения.
Надо
уметь анализировать конфликты,
понимать их причины и возможные
следствия.
В соответствии
с классификацией Л. Коузера существуют:
реалистические (предметные) конфликты, вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
нереалистические (беспредметные) конфликты, имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.
Надежный
способ профилактики подобных конфликтов
— создание благоприятной психологической
атмосферы, повышение психологической
культуры руководителей и подчиненных,
овладение приемами саморегуляции эмоциональных
состояний в общении.
Существуют четыре основных типа конфликта:
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.
Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго — нарушение принципа единоначалия.
Внутренние
конфликты могут возникать на
производстве вследствие перегруженности
работой или, напротив, отсутствия работы
при необходимости находиться на рабочем
месте.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров.
Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.
Чаще
всего — это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производственные
площади, время использования
Конфликты
возникают между руководителем
и подчиненным, например, когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а
руководитель считает, что подчиненный
не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Другой
распространенный конфликт этого типа
— конфликт между группой и руководителем.
Наиболее тяжело такие конфликты протекают
при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты (между руководством и исполнителями, работниками различных подразделений, неформальными группами внутри подразделений, администрацией и профсоюзом).
К сожалению,
частым примером межгруппового конфликта
служат разногласия между высшим
и более низким уровнями управления (между
линейным и штабным персоналом). Это яркий
пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые
конфликты сопровождаются:
проявлениями «деиндивидуализации», когда члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые»).
Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу.
Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой.
Для сглаживания
конфликта полезен обмен
проявлениями
групповой атрибуции,
когда считается, что именно «чужая группа
ответственна за негативные события».
Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы:
положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины («мы поступаем правильно, потому что мы хорошие», «они поступают плохо, потому что они плохие»);
негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами («нас вынудили обстоятельства»), а нападения противников объясняют внутренними причинами («они плохие люди»);
конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные («у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на «мировую») или порой воспринимаются как подвох, «военная хитрость» («что-то здесь не так, нельзя доверять их «миролюбивым» предложениям»). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями «чужой группы», которые «вредят нам, строят заговоры против нас».
Важно запомнить одно: как в деловой, так и в повседневной жизни, лучше обходить «острые углы» и уметь вовремя находить компромисс, а не доводить дело до конфликтов.
Конфликтная ситуация может непосредственно предшествовать, активным действиям конфликтных сторон, равно как и сложиться задолго до их начала.
Так, в описанной выше конфликтной ситуации инженер-технолог Сазонов, выступая как должностное лицо, не задумался о будущих взаимоотношениях с директором универсама, в кабинете которой он обедал и чему не придавал особого значения. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, очень тонка. В этой ситуации инженер-технолог и директор вышли за рамки деловых отношений.
Инженер-технолог
Сазонов попал в
Это выступление было инцидентом, а инженер-технолог Сазонов и директор универсама Орлова стали оппонентами.
Инцидент — действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом конфликта.
Оппоненты — участники конфликта, представители противодействующих (противоборствующих) сторон.
Объект
конфликта — непосредственный
предмет спора, притязаний, источник взаимных
претензий.
Насильственные
(антагонистичные) конфликты представляют собой
способы разрешения противоречий путем
разрушения структур всех конфликтующих
сторон или отказа всех сторон, кроме одной,
от участия в конфликте. Эта сторона и
выигрывает. Например: полное поражение
противника в споре ( выборы органов власти
и т. д.).
Компромиссные
конфликты
допускают несколько вариантов их решения
за счет взаимного изменения целей участников
конфликта, сроков, условий взаимодействия.
Например: поставщик не отправляет производителю
заказанное сырье в указанный срок. Производитель
имеет право требовать выполнения графика
поставок, но сроки поставок груза изменились
по причине отсутствия средств для транспортировки
из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности
достичь компромисса возможно путем проведения
переговоров, изменения графика поставок.
Политические конфликты
- столкновение по поводу распределения
властных полномочий, формы борьбы за
власть
Социальный конфликт - представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, который возникают очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников.
Экономические конфликты - представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления .
Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны:
политика, экономика, социальные отношения,
взгляды и убеждения людей. Выделяют политические,
социальные, экономические, организационные
конфликты.