Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:48, реферат
Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
Введение……………………………………………………………….….…3
Глава I. сущность конфликта поколений……………..………4
Глава II. ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТ» И «ПОКОЛЕНИЕ» ……………….…..7
ГЛАВА III: ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ………………………………………………..…..16
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы ……………………………………….…………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I.
сущность конфликта
поколений……………..………4
Глава II.
ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТ» И
«ПОКОЛЕНИЕ» ……………….…..7
ГЛАВА III:
ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………….…………21
ВВЕДЕНИЕ
В
последнее время все чаще между
людьми возникают конфликтные
Проблема
взаимоотношений между
Нынешнее
время требует от молодого поколения
формирования нового типа личности, соответствующего
условиям современного мира и переходным
состоянием основных социальных институтов
(формирование рыночных стандартов поведения:
экономическая свобода
Проблема
взаимопонимания старшего поколения
и молодежи никогда себя не изживет,
поскольку та культура, на которой
воспитано одно поколение, будет
пусть и не диаметрально противоположной,
но покажется иной и отчасти непонятной
другому поколению. Новые поколения
действуют, исходя из результатов, доставшихся
в наследство от всех предшествующих
поколений, однако отношение к этому
наследству весьма избирательно. Они
принимают и развивают в нем
только то, без чего невозможны дальнейшее
их собственное существование и
развитие, и отрицают то, что, с их
точки зрения, уже устарело и утратило
всякий смысл. А потому следует говорить
не только о конфликте, но и о преемственности
поколений.
ГЛАВА
I: СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА
ПОКОЛЕНИЙ
«Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители
все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей
вырастают все более хорошие родители»
(В.
Брудзиньский).
Так уж повелось издревле, что поколения не понимают друг друга. Проблема отцов и детей актуальна в любые времена - что в средние века, что в современности, и даже в самом далеком будущем. Наверное, если где-нибудь во вселенной есть жизнь, то и у них есть проблема конфликта поколений. Молодые люди не хотят и не могут понять своих родителей, или же более старших людей, а те в свою очередь, зациклены на том, что все должно быть иначе - так, как бывало у них. Тут и там постоянно приходится слышать про то, что нынешнее поколение "расхябанное", что у них слишком много свободы, и они не знают, куда эту свободу девать и что, собственно, с ней делать. Причем так говорят не только родители про детей, но и старшие дети про младших, и так далее.
Старое
русское слово «отрок»
Психологические представления, существующие в бытовом сознании, обычно находят отражение в разговорном языке. Это касается и представлений о связи возраста человека с его статусом. Вот примеры высказываний, в которых для принижения статуса собеседника указывается на его молодость:
Активное противопоставление себя взрослым, завоевание новой жизненной позиции потому так типично, что необходимо для становления личности подростка. Это противопоставление проявляется еще и в том, что подростки предпочитают общаться в среде сверстников, держась обособленно как от детей, так и от взрослых. В результате они теряют возможность руководить теми, кто младше, но и сами теряют возможность перенимать жизненный опыт от взрослых (например, знакомиться с различными видами трудовой деятельности, по мере сил подключаясь к ней). Получается, что общество подростков — это своего рода «мир в себе», в значительной степени оторванный от жизни, обычаев и обязанностей остальной части человечества.
В результате картина мира глазами подростков и взрослых различается. Внешне, конечно, они живут в одном времени и пространстве. Но их внимание привлекают совершенно разные элементы окружающего мира. И порой это весьма затрудняет взаимопонимание между представителями разных поколений. Например, перед теми и другими стоят совершенно разные проблемы. То, что беспокоит подростков, родители уже давно преодолели и, скорее всего, вообще забыли (и, быть может, вспоминают собственный подростковый возраст идеализированно, как вообще лишенный проблем). А те проблемы, которые стоят перед родителями, подросткам в большинстве случаев еще вообще малопонятны, потому что у них для такого понимания катастрофически не хватает жизненного опыта.
Различаются и области интересов, и предпочитаемые способы проведения времени, и жизненные ценности. Кстати, мнение взрослых о том, что младшее поколение «испорчено», непочтительно, не думает о будущем, лишено серьезных жизненных целей и идеалов, существовало во все исторические времена. Очевидно, суть тут не в том, что каждое новое поколение действительно становится хуже предыдущего. Если бы дело действительно обстояло так, человечество давным-давно деградировало бы и вымерло. Просто младшие всегда чем-то отличаются от старших, и эта непохожесть порой вызывает раздражение.
Отношения
взрослых и детей, в каких бы конкретно
условиях они не складывались, все равно
подразумевают определенное неравенство,
иерархию. Многие проблемы во взаимоотношениях
подростков со взрослыми обостряются
тогда, когда последние начинают считать
этот период только «переходным», лишенным
самостоятельной ценности, не принимают
его всерьез. Ведь подросткам-то не хочется
начинать жить «когда-нибудь», набираясь
пока терпения и скрупулезно готовясь
к этому, они хотят жить полноценной и
насыщенной, с их точки зрения, жизнью
уже сейчас! Как правило, в качестве таковой
мыслится взрослость, и подростки реагируют
весьма болезненно, если им подчеркивают,
что этот мир еще не для них, они, дескать,
не доросли. Они и так остро ощущают недоступность
мира взрослых, а если их еще и «носом тыкают»,
ставя перед фактом, — реагируют либо
агрессией, либо обидой и уходом в себя.
ГЛАВА
II: ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТ»
И «ПОКОЛЕНИЕ»
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков.
Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
Попытка
избежать этих крайностей сподвигла
философов на обоснование «этики
дискурса»,т. е. учение о нравственности,
делающим своим содержанием проблемы
коммуникации и дискурса. Именно «этика
дискурса» ориентирует
Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.
Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость
зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
Некоторые
ученые считают, что невозможно провести
четкое разделение между возрастами:
все изменения происходят плавно,
особенности той или иной поры
переплетаются и как бы врастают
друг в друга. Условно границей детства
и отрочества можно назвать время,
когда человек начинает проявлять
осмысленный интерес к
Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.
В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.
В
структуре социальной старости выделяются
формальная социальная старость («паспортная»)
– характеризующаяся
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.
В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.