Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:08, реферат
Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века – юность; в 20-е годы ХХ века столетия – старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология – наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология – наука о пожилом возрасте, андрагогика – наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.
Реферат
на тему:
«Конфликт поколений»
Конфликт поколений
Конфликт поколений
Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века – юность; в 20-е годы ХХ века столетия – старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология – наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология – наука о пожилом возрасте, андрагогика – наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.
Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?
Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:
Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:
Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.
Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» – это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, – одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».
Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
Поколенческий подход в социологии
предполагает анализ сосуществования
трех жизненных измерений в
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса», т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.
Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений – это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.
Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.
Отрочество перерастало в
Старость как особый период развития
человека исторически эволюционировала.
Произошло принципиально новое
открытие старости. Она стала рассматриваться
как равноправный в ряду других человеческий
возраст, не сводящийся только к процессам
распада, а самостоятельный и
особенный по своим характеристикам
возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах
житейской мудрости», формулирует
одну из ключевых идей. Суть ее заключается
в отрицании существования
В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60 – средний возраст; 60-75 –пожилой возраст; 75-90 – старческий возраст; свыше 90 – долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость – есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.
В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении – к улучшению. Однако, это не так.
В древние времена старые люди не
умирали естественной смертью. Потому
что в тогдашних, с трудом себя
содержащих сообществах людей, не оставалось
места для тех, кто по причине
физической немощи переставал быть полноценным
участником добычи пропитания. На аре
цивилизации и на ранних этапах культурного
развития центральной фигурой был
зрелый человек. Он был знатоком окрестностей
и обладателем долгого
Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений – прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.
Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.
Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.
Со временем стариков не только перестают
уничтожать, но к ним начинает проявлять
уважение младшее поколение. Ученые
предполагают, что это может быть
потому, что на ранних стадиях цивилизации
достижение пожилого возраста было весьма
редким явлением. Старики пользовались
уважением как наиболее богатые
личным опытом люди, историки рода, хранители
давних традиций, воспитатели людей,
посредники между живыми и умершими
и мастера церемоний. Древние
греки ассоциировали старость с
мудростью, это делало старика существенной
фигурой общества, старейшиной, в
его функции входило управление
страной и руководство
Сократ ценил беседы со старыми
людьми: из этих бесед можно было
узнать о пройденном стариками жизненном
пути, который молодым предстояло
еще пройти. В процессе становления
человеческого общества возникает
первая социально политическая иерархия,
основанная на половозрастном принципе.
Она проявлялась в различных
нормах, регламентировавших поведение
старших и младших. Нормы первых
связывались с высоким