Конфликт поколений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:08, реферат

Краткое описание

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века – юность; в 20-е годы ХХ века столетия – старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология – наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология – наука о пожилом возрасте, андрагогика – наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Файлы: 1 файл

конфликт поколений.docx

— 42.03 Кб (Скачать)

Платон и Аристотель говорили, что  править должны старые люди.

Но власть стариков и уважение к  ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей  преклонного возраста. Классовое  рабовладельческое общество по своей  сути не могло проявить истинного  гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали  на одном из островов Тибра. Даже свободные  граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны  общества.

В XX веке положение старых людей  значительно ухудшилось. В ходе исторического  развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились  представления о старости в социальном, психологическом и биологическом  аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию  или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Поэтому, преемственность поколений  не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями  в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной  шалостью деревенской молодежи следует  признать заваливание ворот и  дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что  утром все хозяева очутятся все  в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к  младшим на уровне всего российского  общества, при котором младшие  игнорировали волю старших, отчетливо  фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между  поколениями, при которой старшие  должны доминировать над младшими.

История свидетельствует о существовании  проблемы борьбы за власть между старыми  и молодыми, принадлежащими к господствующему  классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы  способы взаимосвязи поколений  и передачи опыта. Иная картина наблюдается  в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед  каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов  и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим  до отцеубийства – как у Достоевского.

Конфликтность поколений снимает  христианство, которое начинается с  осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский  пишет, что только христианизация может  стать России защитой от всех бед.

Особо остро конфликт поколений  проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое  поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет  ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено  разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек – одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения  поколений:

  • в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Специфика конфликта поколений  в России.

Семья, как социальный индикатор, является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях

В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

В России практически каждая семья  имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать, что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. (Хотя Закон о молодежной политике в России еще не принят). Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось  такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности  не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает  наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям  в наследство, оказываются никому ненужными.

Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические  конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.

Поэтому специфика конфликта поколений  в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

  • обесценивание старости в глазах молодого поколения;
  • поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
  • передача собственности по наследству;
  • вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
  • дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
  • увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно  их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики  стали обузой» для общества, тогда  как общество обязано им своим  сегодняшним днем, ибо они еще  вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы  умножить материальные и духовные богатства  народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили  порог старости, дала возможность  молодежи получить образование и  профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования  общества. Старики передают молодым  не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти  блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные  изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к  потере постоянно установленного статуса  и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему :из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется  многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет  различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность– это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.

Период зрелости, когда нормы  и ценности усвоены максимально  полно в соответствии с индивидуальными  возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение  различных возрастных этапов имеет  социокультурную историю. Не все  из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен  и не идентичен.

Очень важным представляется рассмотреть  межпоколенные взаимоотношения  в семье, которая важна как  для молодого поколения, так и  для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой – «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

  • воспитательная (социализация молодого поколения),
  • функция духовного общения,
  • социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
  • досуговая (взаимообогащение интересов),
  • эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее время происходят сильные  изменения в экономической жизни  страны, старшее поколение полностью  отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи  с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции  семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего  она выражается в уходе за малолетними  внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и  преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с  ребенком в первые годы жизни, и большая  гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто  возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания  становятся объективная разница, связанная  с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические  особенности пожилых и молодых  людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в  семье, ориентирами в жизни. Это  ведет к напряжению в институте  семьи, с которым себя все-таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Информация о работе Конфликт поколений