Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:48, реферат
Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
Введение……………………………………………………………….….…3
Глава I. сущность конфликта поколений……………..………4
Глава II. ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТ» И «ПОКОЛЕНИЕ» ……………….…..7
ГЛАВА III: ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ………………………………………………..…..16
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы ……………………………………….…………21
Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.
Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.
Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.
Со
временем стариков не только перестают
уничтожать, но к ним начинает проявлять
уважение младшее поколение. Ученые
предполагают, что это может быть
потому, что на ранних стадиях цивилизации
достижение пожилого возраста было весьма
редким явлением. Старики пользовались
уважением как наиболее богатые
личным опытом люди, историки рода, хранители
давних традиций, воспитатели людей,
посредники между живыми и умершими
и мастера церемоний. Древние
греки ассоциировали старость с
мудростью, это делало старика существенной
фигурой общества, старейшиной, в
его функции входило управление
страной и руководство
Сократ
ценил беседы со старыми людьми:
из этих бесед можно было узнать
о пройденном стариками жизненном
пути, который молодым предстояло
еще пройти. В процессе становления
человеческого общества возникает
первая социально политическая иерархия,
основанная на половозрастном принципе.
Она проявлялась в различных
нормах, регламентировавших поведение
старших и младших. Нормы первых
связывались с высоким
Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.
Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.
В
XX веке положение старых людей значительно
ухудшилось. В ходе исторического
развития сформировался стереотипический
образ старого человека. Расширились
представления о старости в социальном,
психологическом и
Поэтому,
преемственность поколений не всегда
шла по восходящей линии. Вопреки
устоявшемуся мнению о гармонии отношений
между поколениями в
Нарушение
естественных механизмов передачи социальной
информации от старших к младшим
на уровне всего российского общества,
при котором младшие
История
свидетельствует о
между
старыми и молодыми, принадлежащими
к господствующему классу. Старые
владели опытом, знанием, памятью, а
молодые обладали силой, здоровьем
и хорошими адаптационными способностями.
Так в традиционных обществах
место каждого человека было определено
с момента рождения, а также
были определены и неизменяемы способы
взаимосвязи поколений и
В классической культуре России проблема смены поколений, проблема
отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского.
Конфликтность
поколений снимает
осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.
Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.
Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.
Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.
Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:
Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой
инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.
Таким
образом, старость можно рассматривать
как стабильный и устойчивый элемент
в жизни поколения, как основное
звено механизма
ГЛАВА III: ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ
МЕЖДУ
ПОКОЛЕНИЯМИ
К
основным негативным последствиям межпоколенного
конфликта можно отнести
Одно
из негативных последствий конфликта
«отцов» и «детей», как правило,
связано с нежеланием представителей
разных поколений понять и принять
мнения (позицию) оппонента. Это характерно
в большей степени для
Стресс
и ухудшение эмоционального состояния.
Любое столкновение, спор, а тем
более конфликт, так или иначе,
влияет на эмоциональное состояние
его участников, причем чаще всего
это влияние отнюдь не позитивно.
Изменение эмоционального состояния
человека ведет не только к ухудшению
его настроения, но и к возникновению
стресса, который в свою очередь
может перерасти в более
Нарастание
социальной напряженности. В случаях,
когда конфликт долго не может
быть урегулирован или хотя бы сглажен,
по причине нежелания
Кроме негативных последствий выделяют так же и некоторые позитивные последствия межпоколенных конфликтов, однако все они связаны с его удачным завершением.