Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы……………………………………………………..5
1. Теоретическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости……………………………………………………………8
1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8
1.2 Отношение к самому себе и к другим людям в психологии………………...14
Выводы……………………………………………………………………….……..21
2. Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости…………………………………………………………..24
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....24
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования отношения к самому себе и другим людям в возрасте ранней зрелости….............................29
Выводы………………………………………………………………….…………..39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

отношение к себе.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

А.А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. И в той и другой парадигме существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость».    А.А. Реан выделяет четыре компонента или критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них – позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [17].

Одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при изучении периода взрослости является понятие «зрелость» применительно к возрастному аспекту развития и ее критерии. Б.Г. Ананьев рассматривая понятие зрелости, пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Так зрелость человека, как индивида, он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии ее определения представлялись как исторические и социальные (связанные с образованием), в еще большей степени эти критерии определяют гражданскую зрелость [2].

Профессиональная деятельность позволяет личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Ценность деятельности для личности связана прежде всего с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. В границах деятельности выстраиваются в иерархию ценности, выражающие неповторимость личности, актуальный жизненный мир. Полагаясь на свой опыт, разум и чувства, взрослая личность формулирует для себя крупномасштабные цели [19]. Не уходя от ответственности за последствия, она не боится для их достижения пойти по непроторенным путям, проявляя одержимость при осуществлении захватившего её замысла,  концентрируют свои физические и душевные силы на его выполнении, реализуя свой творческий потенциал.

По мнению Б.Г. Ананьева, в период зрелости развитие человека как субъекта практической (трудовой) деятельности результируется в достижении им трудовой и умственной зрелости [2].

Развитие как необратимый, закономерный и направленный процесс имеет цель. Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И.М. Сеченовым и развита позднее Н.А. Берштейном. Содержание хода психического развития человека подчинено определенной цели, содержание которой обуславливает содержание процесса развития [10].

Внутри периода зрелости выделяются подпериоды. Границы периодов не имеют четко очерченных рамок. Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. А.А. Реан отмечает, что данная ситуация обусловлена тем, что субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическим возрастом, сколько различными факторами: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности [17].

В связи с этим в современной психологии развития всё в большей степени утверждается точка зрения Г. Крайг, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости – минимальная зависимость его от хронологического возраста,  в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека - его целями, установками, опытом, родом занятий [9].

Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается А.Н. Леонтьевым в качестве основного условия личностного развития, т.к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями

На каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение личности к окружающей её социальной действительности, определяющие пути развития, по которым социальное становится индивидуальным [28].

Одной из составляющих зрелой личности является терпимость. Существует два вида терпимости – сенсуальная, как повышения порога чувствительности к различным воздействиям окружающей среды, и диспозиционная, как предрасположенность, готовность к определенной терпимой реакции на среду. За ней стоят определенные установки личности, ее система отношений к миру и другим людям, их поведению, к себе, к воздействию других на себя. При этом такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью, человек может быть терпимым, оставаясь эмпатийным и чувствительным. То есть, терпимость связана с отношением к миру, мировоззрением личности. Можно провести параллели между точкой зрения А. А. Реана и Э. Эриксона, оба говорят об особенностях взаимодействия со средой, обусловленных личностным отношением к ней [17, 26].

Таким образом, центральной задачей развития в период ранней взрослости является достижение «зрелости», выполняющей функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития.

 

 

 

1.2 Отношение к  самому себе и к другим в  психологии

 

Личность - системообразование, не только имеющее определённый статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к себе и характеризующееся особым образованием – подструктурой самоотношения [18].

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путём разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения. Данное разграничение является в определённой степени полученной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности крайне трудно [15] Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общественными нормами, критериями и целями,, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я – концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе. Самоотношение при такой формулировке представляется как психологическое образование, рядоположенное или взаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Личность не является субстанциональным образованием, и модус её существования определяется включённостью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внутреннему миру и к себе [13, 14].

Различия между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае - объекты внешнего мира или другие люди. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, то в обоих случаях можно констатировать наличие двух типов отношения - субъект -объектного и субъект – субъектного [12]. Что касается наличия общего и единого механизма, определяющего способы и содержательные характеристики отношения личности к внешнему миру, таким общим и единым механизмом представляется установка в том её понимании, как она представлена в общепсихологической концепции Д.Н. Узнадзе [22]. Установка – это отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения. Аналогичным образом и самоотношение реализуется в особых актах познания (вернее, самопознания), эмоциональных состояниях и действиях относительно самого себя. Следовательно, самоотношение никак не сводится к одному из его проявлений, будет то самопознание или самосознание, эмоциональное отношение к себе или действие относительно самого себя.

Самоотношение имеет трехкомпонентное строение. Оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.

Когнитивный компонент. Подобно тому как в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая «брала бы на себя» всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотношение «обслуживается» процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения [23].

Процессы самоотражения (самосознания и самопознания) сопровождаются самооценкой, вернее, когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку.

Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым. В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения:

1) симпатия-антипатия;

2) уважение-неуважение;

3) близость-отдаленность [23].

Эти оси определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [6].

Конативный компонент. Этот компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Действия или эскизы действий относительно себя самого по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе - как к объекту воздействия или как к субъекту - внутренне дифференцируют не только действия в адрес самого себя, т.е. конативный компонент самоотношения – это и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения) [23].

В самоотношении отражены характеристики индивида, берующие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности. Структурные единицы самоотношения по их содержательным характеристикам распределяются следующим способом:

I. Биологическое измерение.

Отношение к своей внешности и анатомическим особенностям.

Отношение к своим биомеханическим и функционально-физиологическим возможностям.

II. Психологическое измерение.

Отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям.

Отношение к своим интеллектуальным способностям (Я: умён - глуп, логичен - интуитивен, созерцателен - практичен и т.п.).

Отношение к своим эмоциональным способностям (Я: эмоционален - суховат, чувствителен - нечувствителен, экспрессивен - эмоционально сдержан, влюбчив - невлюбчив, и т.п.).

Отношение к своим волевым качествам и результатам своей деятельности (Я: импульсивен - обладаю волей, претворяю слово в дело - не могу довести до конца задуманное, решителен - нерешителен и т.п.).

Отношение к себе как неповторимой личности, чувство самотождественности.

III. Социальное измерение

Отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социоэкономическому или социометрическому статусу).

Отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.д.

Отношение к себе как носителю определённых социально - нравственных норм и ценностей [4, 8].

Во всех названных сферах самоотношение, будет то отношение к своей внешности и физическим возможностям или к собственным интеллектуальным, эмоционально - волевым и социально - статусным характеристикам.

В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столиным была предложена оригинальная модель строения самоотношения. Согласно этой модели, основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Более общим аспектом строения самоотношения, его макроструктурой являются эмоциональные компоненты или измерения, самоуважение, аутосимпатия, близость, самоинтерес, образующие эмоциональное пространство, в котором разрабатываются соответствующие действия – установки [23].

Согласно результатам В.В. Столина, в основе макроструктуры самоотношения как эмоционально - оценочной системы лежат три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и близость к себе (самоинтерес), которые за счёт аддитивности этой структуры интегрируется в общее чувство положительного или отрицательного отношения личности к себе. «Симпатия - антипатия» связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной либо отрицательной эмоции, расположенности либо нерасположенности. Измерение «уважение - неуважение» также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование. Ось «близость - отдалённость» отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения. Специфика этого измерения в том, что оно предполагает субъективную смену «хозяина» чувства - антипатия и симпатия в собственный адрес приписывается другим людям вообще. Это есть «пересаженное внутрь» отношение других [23].

Самоотношение каждого субъекта обладает определенной качественной спецификой. Эта специфика, по-видимому, может выражаться как в эмоциональном тоне, так и в семантическом содержании соответствующего отношения к себе. Так, для одних индивидов глобальное самоотношение может переживаться преимущественно в форме самоуважения, а для других - в форме симпатии или любви к себе.

Отсюда вытекает и иной принцип организации самоотношения как системы: психологическая система самоотношения не аддитивна, а построена по принципу динамической иерархии, который заключается в том, что та или иная особенная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения, и фактически определяя содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения [20].

Система самоотношений полифункциональна. В некоторых работах перечислены следующие функции:

  1. Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это "зеркало" переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Ж. Лакан, например, в качестве отдельной выделяет "стадию зеркала" в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства [7].
  2. Функция самовыражения и самореализации. По-видимому, было бы илишним отдельно и детально указывать на ту роль, которую система самоотношения выполняет в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.
  3. Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности "Я". Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности к конгруентности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.
  4. Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.
  5. Функция психологической защиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственном "Я", и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа "фальшивого я" и т. д.
  6. Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и "разыгрывая" коммуникационные процессы на "сцене" внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Берна о трех позициях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции Родителя, Взрослого и Ребенка [7, 24].

Информация о работе Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости