Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы……………………………………………………..5
1. Теоретическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости……………………………………………………………8
1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8
1.2 Отношение к самому себе и к другим людям в психологии………………...14
Выводы……………………………………………………………………….……..21
2. Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости…………………………………………………………..24
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....24
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования отношения к самому себе и другим людям в возрасте ранней зрелости….............................29
Выводы………………………………………………………………….…………..39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

отношение к себе.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

 

 

Выводы

 

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что не обнаружено статистически значимых различия между результатами диагностики по методике «Личностный дифференциал» мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости.

Самосознание, как важный структурный компонент личности, является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».

В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [10] В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект – человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: органический, индивидуальный и личностный. Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации.

Несмотря на то, что гипотеза о наличии гендерных различий в отношении к себе и другим в возрасте ранней взрослости не была подтверждена, полученные результаты могут быть использованы при построении коррекционно-развивающих программ по проблемам самооценки, коммуникации, личностного развития для лиц в возрастном периоде ранней взрослости.

Гипотеза могла быть не подтверждена так, как для более полного и детального изучения вопроса самоотношения и отношения к другим людям необходимо использование батареи методик.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам отношения к себе и другим людям в возрасте ранней взрослости показал следующее. По мнению Л.Д. Столяренко, в целом можно выделить три пласта сознания человека: отношение к себе; отношение к другим людям; ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Понятие «отношение к себе» трактуется в психологической науке неоднозначно. Рассмотрев труды И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, В.В. Столина, и других ученых, мы определили, что отношение к себе является сложным личностным образованием, функционирующим в разных формах, на определенных стадиях с различным уровнем. Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующий вывод: не обнаружены статистически значимые различия между результатами диагностики по факторам оценки, силы, активность методики личностный дифференциал мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости.

Можно предположить, что исследовательская гипотеза не была подтверждена, так как отношение к себе и другим людям - интегральная характеристика личности, которая включает в себя социальные установки, личные качества  и образ жизни. И для более полного изучения этого вопроса необходимо использование батареи методик. Так можно предположить, что несмотря на гендерные различия женщин и мужчин, их отношение к себе и другим находится под влиянием социальных норм и правил поведения, что повлияло результаты респондентов. Так же не стоит забывать о неконтролируемых исследователем условий при проведении исследования, которые так же могли повлиять на результаты диагностики. Полученные в ходе эмпирического исследования данные будут использованы для дальнейшего, более глубокого изучения вопросов коммуникативной толерантности в возрасте средней взрослости.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 19-45.
  2. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие и кoнстантность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. — М., 1968. – 333 с.
  3. Анцыферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2000. – №2. – С.52-60.
  4. Белугина, Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Белугина. – Ростов-н/Д: Ростовский государственный университет, 2003. – 25 с.
  5. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. – М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.
  6. Гордеева, О.В Представления Выготского Л.С. о самосознании / О.В. Гордеева // Психологический журнал. - 1996. - № 5 - С. 31-42.
  7. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 154 с.
  8. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин Е.П.–СПб.: Питер, 2009.- 576с
  9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Спб.: Питер, 2002. – 992с.
  10. Кроник, А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. – 16-31 с.
  11. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с. 
  12. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды. - М.: Воронеж, 1998. - 427с.
  13. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов.- Под редакцией ЛГУ, 1979. - 351с.
  14. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - К.: Либідь, 1990. - 520с.
  15. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / Р.С. Пантилеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 108 с.
  16. Пашкевич, О.И. Статистическая обработка эмпирических данных в системе STATISTICA: учеб.-метод. пособие / О.И. Пашкевич. Минск: РИПО, 2007. – 148 с.
  17. Поляков, А.М. Психология развития / А.М. Поляков. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304 с. 
  18. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1990 - 473с.
  19. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс / Пер. с англ. М.Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
  20. Рубченко, А.В. Самоотношение и отношение юношей и девушек к родителям при семейной депривации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А.В. Рубченко. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 23 с.
  21. Рыбалко, Е.А. Становление личности / Е.А. Рыбалко // Социальная психология личности. – Л., 1994. – С. 20-31.
  22. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с.
  23. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
  24. Трифонова, И.С. Формирование профессионально-ценностного отношения к себе и другим как средство воспитания ценностного отношения к детям у будущих учителей: дис. … канд. пед. наук. / И.С. Трифонова. – Екатеринбург, 2002. 242 с.
  25. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 295 с.
  26. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухляева – М.: Академия, 2002. – 236 с.
  27. Шавель, Н.Н. Тенденции самоопределения в возрасте ранней зрелости / Н.Н. Шавель // Психологическая служба. – 2005. -№3. – с.47
  28. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста /       Г. Шихи - СПб.: Питер, 1999. – 288 с.

Информация о работе Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости