Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 21:28, курсовая работа
В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.
Введение……………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы……………………………………………………..5
1. Теоретическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости……………………………………………………………8
1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8
1.2 Отношение к самому себе и к другим людям в психологии………………...14
Выводы……………………………………………………………………….……..21
2. Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости…………………………………………………………..24
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....24
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования отношения к самому себе и другим людям в возрасте ранней зрелости….............................29
Выводы………………………………………………………………….…………..39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что не обнаружено статистически значимых различия между результатами диагностики по методике «Личностный дифференциал» мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости.
Самосознание, как важный структурный компонент личности, является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».
В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [10] В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект – человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: органический, индивидуальный и личностный. Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации.
Несмотря на то, что гипотеза о наличии гендерных различий в отношении к себе и другим в возрасте ранней взрослости не была подтверждена, полученные результаты могут быть использованы при построении коррекционно-развивающих программ по проблемам самооценки, коммуникации, личностного развития для лиц в возрастном периоде ранней взрослости.
Гипотеза могла быть не подтверждена так, как для более полного и детального изучения вопроса самоотношения и отношения к другим людям необходимо использование батареи методик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам отношения к себе и другим людям в возрасте ранней взрослости показал следующее. По мнению Л.Д. Столяренко, в целом можно выделить три пласта сознания человека: отношение к себе; отношение к другим людям; ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Понятие «отношение к себе» трактуется в психологической науке неоднозначно. Рассмотрев труды И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, В.В. Столина, и других ученых, мы определили, что отношение к себе является сложным личностным образованием, функционирующим в разных формах, на определенных стадиях с различным уровнем. Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующий вывод: не обнаружены статистически значимые различия между результатами диагностики по факторам оценки, силы, активность методики личностный дифференциал мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости.
Можно предположить, что исследовательская гипотеза не была подтверждена, так как отношение к себе и другим людям - интегральная характеристика личности, которая включает в себя социальные установки, личные качества и образ жизни. И для более полного изучения этого вопроса необходимо использование батареи методик. Так можно предположить, что несмотря на гендерные различия женщин и мужчин, их отношение к себе и другим находится под влиянием социальных норм и правил поведения, что повлияло результаты респондентов. Так же не стоит забывать о неконтролируемых исследователем условий при проведении исследования, которые так же могли повлиять на результаты диагностики. Полученные в ходе эмпирического исследования данные будут использованы для дальнейшего, более глубокого изучения вопросов коммуникативной толерантности в возрасте средней взрослости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ