Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы……………………………………………………..5
1. Теоретическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости……………………………………………………………8
1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8
1.2 Отношение к самому себе и к другим людям в психологии………………...14
Выводы……………………………………………………………………….……..21
2. Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости…………………………………………………………..24
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....24
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования отношения к самому себе и другим людям в возрасте ранней зрелости….............................29
Выводы………………………………………………………………….…………..39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

отношение к себе.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Общая характеристика работы……………………………………………………..5

1. Теоретическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости……………………………………………………………8

1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8

1.2 Отношение к самому  себе и к другим людям в психологии………………...14

Выводы……………………………………………………………………….……..21

2. Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости…………………………………………………………..24

2.1 Организация, методы и  этапы проведения эмпирического  исследования....24

2.2 Сравнительный анализ  результатов эмпирического исследования  отношения к самому себе и  другим людям в возрасте ранней зрелости….............................29

Выводы………………………………………………………………….…………..39

Заключение………………………………………………………………………….41

Список использованных источников…………………………………….……......43

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена проблеме отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости. Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение, оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте. Именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность, которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.

В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.

В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования обусловлена психологическим состоянием личности в возрасте ранней зрелости. Что касается отношения к самому себе и к другим людям, то отметим что это важная характеристика, без которой, на сегодняшний день, личность нельзя представить как объект взаимодействия с окружающим миром и с самим собой. Она входит в структуру личности, на основании которой мы можем определить определенный тип межличностных отношений. Степень выраженности типа межличностных отношений в первую очередь зависит от интенсивности эмоциональной окраски интерперсонального взаимодействия индивида с окружающими его людьми [13].

Целью исследования является установление отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости.

Задачи исследования:

  1. Определить методологические основания изучения проблемы отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости.
  2. Выявить отношение к самому себе и другим людям у мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости.
  3. Провести сравнительный анализ отношения к самому себе и другим людям у мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости.

Объект исследования:

Отношение к самому себе и к другим людям.

Предмет исследования:

Отношение к самому себе и к другим людям у людей в возрасте ранней зрелости.

Гипотеза исследования:

Существуют различия в отношении к самому себе и другим людям у мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости.

Методологическая основа исследования: положения системного и субъектно-деятельностного подходов, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна й и др., ведущие принципы социальной психологии: детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, субъектности, развития и др. работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, о психологических особенностях развития Я-концепции. Проблема восприятия и понимания человека человеком рассматривается так же в трудах А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, В.А. Лабунской, Г.М. Андреевой, В.В. Столина и др.

Методы исследования:

1. Общенаучные методы. Теоретический  анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.

2.  Метод тестов – методика «Личностный дифференциал».

3. Качественный и количественный  анализ результатов с применением  методов математической статистики.

Научная новизна и значимость теоретического и эмпирического исследования определяться концептуальными и методологическими подходами, а так же установлением различий отношения к самому себе и другим у мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости.

Практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов исследования заключается в возможности их использования в психологической практике.

Эмпирическая база:

Исследование проводилось на базе Российского Государственного Социального Университета филиал в городе Минске и Белорусского Государственного Технического Университета. В исследовании приняли участие - 63 студента заочного отделения. Выборочную совокупность исследования составили 63 студента в возрасте 24-35 лет, из них 30 мужчин (48%) и 33 женщины (52%).

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, общей характеристики, теоретической главы, эмпирического исследования, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 46 страниц, а также содержит 1 таблицу, 7 рисунков и 5 Приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ  СЕБЕ И ДРУГИМ У ЛЮДЕЙ В  ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

 

1.1 Возраст ранней зрелости

 

Наиболее известная методологическая основа возраста ранней зрелости является эго-психология Эрика Эриксона, так как она одна из не многих теорий охватывает весь жизненный цикл человека, при этом человек рассматривается во взаимодействие со средой. [21].

Возраст ранней зрелости – шестая психологическая стадия (20-25 лет), которая обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство» [1]. Эриксон, утверждает, что только в данный период человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений интимного поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция [26].

Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности [26]. Именно этот аспект интимности (то есть слияние вашей собственной идентичности с идентичностью другого человека) Эриксон рассматривает, как необходимое условие испытать до тех пор, пока не достигнута стабильная идентичность. Иными словами, для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осознание того, кто он и что собой представляет [17].

Любовь ранней зрелости может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную идентичность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается тем фактом, что ранние браки  не такие продолжительные. Зарубежные психологи усматривают в данном факте доказательство того, что многие, особенно женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему. С их точки зрения, невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путем [27]. Определение способности к интимности, данное Эриксоном, похоже на фрейдовское определение здорового индивидуума, то есть способного любить и заниматься общественно полезной работой [26]. Хотя Эриксон не предполагает расширить эту формулу, все - таки интересно было бы понять в рамках его схемы, способен ли человек, давший обет безбрачия (священник, например), к истинному чувству интимности. Ответ на этот вопрос - «да» поскольку Эриксон усматривает в интимности нечто большее, чем просто сексуальную близость, она может также включать эмпатию и открытость между друзьями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому - либо.

Главная опасность на психосоциальной стадии ранней зрелости заключается в часто излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты [11]. Такие люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, социальные условия могут задержать становление чувства интимности - например, препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества [26]. Так, можно привести примеры антисоциальных, или психопатических типов личности (то есть людей, у которых отсутствует нравственное чувство), встречающихся в условиях экстремальной изоляции: они манипулируют другими и эксплуатируют их без всякого сожаления. Это молодые люди, чья неспособность разделить свою идентичность с другими лишает их возможности вступать в глубокие доверительные отношения.

Несмотря на всю сложность кризиса интимности с ним связано такое положительное качество, связано оно с нормальным выходом из кризиса изоляции, – это любовь [28]. В дополнение к романтическому и эротическому смыслу любовь рассматривается в зрелом возрасте как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Важным социальным установлением, связанным с возрастом ранней зрелости, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда человек осознает ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожит подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в следующую стадию психосоциального развития [26].

Французский психолог Э. Клапаред характеризовал раннюю зрелость в качестве состояния психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития.Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25-50 лет как неизменяемый в отношении данной психической функции [5].

Ярким проявлением господствующего взгляда на психику взрослого человека является высказывание американского психолога В. Джемса. Он писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.

По мере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старения поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность вплоть до настоящего времени.

Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г.                    Н.Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией», или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека [26].

Обобщая накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, Б.Г. Ананьев показал разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека [2]. Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода в условиях нашего общества составляют 17-18 лет — нижняя и 55 — для женщин, 60 лет — для мужчин — верхняя [3].

Информация о работе Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости