Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 21:28, курсовая работа
В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.
Введение……………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы……………………………………………………..5
1. Теоретическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости……………………………………………………………8
1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8
1.2 Отношение к самому себе и к другим людям в психологии………………...14
Выводы……………………………………………………………………….……..21
2. Эмпирическое изучение отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости…………………………………………………………..24
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....24
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования отношения к самому себе и другим людям в возрасте ранней зрелости….............................29
Выводы………………………………………………………………….…………..39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика работы……………………………………………………..5
1. Теоретическое изучение отношения
к самому себе и другим людям у людей в
возрасте ранней зрелости…………………………………………………………
1.1 Психологическая характеристика возраста ранней зрелости………………...8
1.2 Отношение к самому себе и к другим людям в психологии………………...14
Выводы………………………………………………………………
2. Эмпирическое изучение отношения
к самому себе и другим людям у людей в
возрасте ранней зрелости…………………………………………………………
2.1 Организация, методы и
этапы проведения
2.2 Сравнительный анализ
результатов эмпирического
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….……...
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости. Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение, оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте. Именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность, которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.
В психологии на протяжении многих лет уделяется внимание проблеме взаимодействия, взаимоотношения и отношению к самому себе и к другим людям у различных категорий населения. Несмотря на существование различных научных подходов к изучению и функционированию личности эта категория определяет в большей степени как отношение личности к самой себе, так и взаимодействие с другими людьми, характеристику межличностных отношений, и многое другое.
В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена психологическим состоянием личности в возрасте ранней зрелости. Что касается отношения к самому себе и к другим людям, то отметим что это важная характеристика, без которой, на сегодняшний день, личность нельзя представить как объект взаимодействия с окружающим миром и с самим собой. Она входит в структуру личности, на основании которой мы можем определить определенный тип межличностных отношений. Степень выраженности типа межличностных отношений в первую очередь зависит от интенсивности эмоциональной окраски интерперсонального взаимодействия индивида с окружающими его людьми [13].
Целью исследования является установление отношения к самому себе и другим людям у людей в возрасте ранней зрелости.
Задачи исследования:
Объект исследования:
Отношение к самому себе и к другим людям.
Предмет исследования:
Отношение к самому себе и к другим людям у людей в возрасте ранней зрелости.
Гипотеза исследования:
Существуют различия в отношении к самому себе и другим людям у мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости.
Методологическая основа исследования: положения системного и субъектно-деятельностного подходов, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна й и др., ведущие принципы социальной психологии: детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, субъектности, развития и др. работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, о психологических особенностях развития Я-концепции. Проблема восприятия и понимания человека человеком рассматривается так же в трудах А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, В.А. Лабунской, Г.М. Андреевой, В.В. Столина и др.
Методы исследования:
1. Общенаучные методы. Теоретический анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Метод тестов – методика «Личностный дифференциал».
3. Качественный и количественный
анализ результатов с
Научная новизна и значимость теоретического и эмпирического исследования определяться концептуальными и методологическими подходами, а так же установлением различий отношения к самому себе и другим у мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости.
Практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов исследования заключается в возможности их использования в психологической практике.
Эмпирическая база:
Исследование проводилось на базе Российского Государственного Социального Университета филиал в городе Минске и Белорусского Государственного Технического Университета. В исследовании приняли участие - 63 студента заочного отделения. Выборочную совокупность исследования составили 63 студента в возрасте 24-35 лет, из них 30 мужчин (48%) и 33 женщины (52%).
Структура и объем курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, общей характеристики, теоретической главы, эмпирического исследования, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 46 страниц, а также содержит 1 таблицу, 7 рисунков и 5 Приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ У ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
1.1 Возраст ранней зрелости
Наиболее известная методологическая основа возраста ранней зрелости является эго-психология Эрика Эриксона, так как она одна из не многих теорий охватывает весь жизненный цикл человека, при этом человек рассматривается во взаимодействие со средой. [21].
Возраст ранней зрелости – шестая психологическая стадия (20-25 лет), которая обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство» [1]. Эриксон, утверждает, что только в данный период человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений интимного поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция [26].
Французский психолог Э. Клапаред характеризовал раннюю зрелость в качестве состояния психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития.Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25-50 лет как неизменяемый в отношении данной психической функции [5].
Ярким проявлением господствующего взгляда на психику взрослого человека является высказывание американского психолога В. Джемса. Он писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.
По мере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старения поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность вплоть до настоящего времени.
Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н.Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией», или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека [26].
Обобщая накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, Б.Г. Ананьев показал разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека [2]. Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода в условиях нашего общества составляют 17-18 лет — нижняя и 55 — для женщин, 60 лет — для мужчин — верхняя [3].