Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка 6
1.1. Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста 6
1.2. Влияние условий Дома ребенка на психического развитие детей раннего возраста 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 30
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по повышению уровня психического развития детей 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Изучение особенностей психиче.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

В возрасте 12 мес, когда ребенок начинает ходить, появляется возможность непосредственного общения с окружающими предметами. Ребенок находится во власти зрительных восприятий. Его поведение ситуативно, предметы его эмоционально привлекают, в них притягивающая сила, они «аффективно заряжены» и побуждают малыша к действию. Его инициатива беспредельна, он освобождается от диктата взрослых, которые ограничивают его действия. На 2-м году у детей часто возникают конфликты со взрослыми: с одной стороны, высокая ориентировочная реакция на окружающее, желание взять привлекательные предметы, с другой – запреты взрослых. Это вызывает у детей протест.

Дети не только осваивают, но и активно контролируют свои действия (придерживают руками бутылочку, сначала неосознанно, а затем повторно вызывают то действие, которое они воспроизводят с предметом). Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. По мере роста он начинает отличать себя от окружающих предметов. Особенно это ярко проявляется у детей от 6 до 12 мес. жизни, когда ребенок начинает интересоваться своим отражением в зеркале. Выявление своих возможностей играет центральную роль в самоопределении ребенка, появляется чувство «самоуверенности».

Своеобразие предметной деятельности детей в Доме ребенка отражается на развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом особенностей. Большинство детей, воспитывающихся в доме ребёнка, обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Сами действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или предметных неспецифических действий, в которых отсутствует ориентировка на свойства предметов. Наличие неадекватных действий резко отличает игру детей с проблемами психического развития от игры нормально развивающихся сверстников. Наряду с манипуляциями у детей встречаются и процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её; достаёт из шкафа посуду и ставит её на место и т.д.) Это свидетельствует об отсутствии замысла игры.

Выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны и не имеют изобразительного характера. Они не сопровождаются речью и какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически. Действуя с игрушками, ребёнок не стремится привлечь к себе внимание взрослого или сверстников.

У детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, отмечается несформированность навыков общения. Дети не инициативны в общении со взрослым и сверстниками.

При появлении нового человека с их стороны не наблюдается привычной эмоциональной реакции, например, чувства страха или радости, т.е. они избегают эмоционального контакта.

Существует и другой тип реагирования – «прилипчивость» к новому лицу. При появлении нового человека они «облепливают» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро их интерес проходит и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Общение со взрослыми у детей, воспитывающихся вне дома, значительно беднее и одностороннее, чем у сверстников из семьи. Это выражается в низком уровне развития общения со взрослым, примитивных по содержанию личностных контактах, ограниченных овладением бытовыми навыками, привязанным к конкретной ситуации.

К концу 3-го года возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости. Наступает кризис трех лет. Л.И. Божович связывает новообразование кризиса трех лет с появлением системы «Я» – системы представлений о себе. Составляющие концепции «Я» следующие:

• когнитивная – представление индивидуума о самом себе;

• оценочная – как, по его мнению, он оценивается другими;

• поведенческая – это эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе [3].

В раннем возрасте самоконтроль формируется взрослым, который регулирует поведение ребенка словом «нельзя». Затем ребенок сам себе говорит «нет», дает себе установку в виде самоконтроля. Дети начинают усваивать ценности, которые предлагаются взрослыми. Однако ребенок проходит этот путь не просто, что проявляется кризисом трех лет, описанным Л.С. Выготским, который характеризуется такими чертами:

• негативизм – стремление все делать наоборот;

• упрямство – не потому, что чего-то хочется, а потому, чтобы это уже потребовать;

• строптивость – бунтует против привычного ранее образа жизни (мыть руки перед едой, вытирать ноги, придя с улицы);

• своеволие – желание делать все самому.

Кризис трех лет – закономерный ход развития личности ребенка. Происходит утверждение собственного «Я». Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам своей деятельности и делится своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых, одобрение его действий рождают чувство собственного достоинства. Формирование этих личностных качеств особенно необходимо в условиях дома ребенка. Для полноценного становления личности ребенка необходим опыт непрерывающегося и гибкого взаимодействия с одним или несколькими близкими людьми.

В условиях дома ребенка феномен депривации проявляется в отсутствии кризиса трех лет. Даже достигая по показателям развития относительной нормы, дети социально недостаточно активны, не выражают своего «Я», пассивно следуют распоряжениям взрослых. Депривация, сформировавшаяся в раннем возрасте, сказывается на всех дальнейших этапах развития ребенка. Дети мало инициативны, они легко поддаются чужому влиянию, охотно следуют за уверенными и агрессивными лидерами. Это в дальнейшем часто приводит их в асоциальные и даже преступные слои населения. Они не становятся полноценными, самостоятельными личностями, поэтому необходимо по возможности минимизировать неблагоприятные факторы интернатного воспитания.

Таким образом, особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.

 

Выводы по 1-й главе

  1. Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
  2. Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы. Особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка

2.1. Организация и методики  исследования

Цель работы: определить состояние развития познавательной сферы у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Задачи исследования:

1) выявить особенности психического  развития детей, воспитывающихся  в условиях Дома ребенка;

2) проанализировать полученные  результаты и дать им психологическую  интерпретацию;

3) разработать практические рекомендации по психическому развитию детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Дома ребенка г. Рязани. В исследовании приняло участие 10 детей-сирот в возрасте 2-3 лет (5 мальчиков и 5 девочек).

Методика исследования – комплексная методика оценки умственного развития детей 2-3 лет Е.А. Стребелевой (10 заданий) [24].

Описание методики

Цель: выявить адекватность поведения, принятие задания, обучаемость и зону ближайшего развития, отношение ребенка к процессу и результату своей деятельности.

Задания, входящие в эту методику, позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

При оценке действий ребенка важной теоретической основой является концепция «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского. Наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития.

Предлагаются десять заданий, рассчитанных на обследование детей 2,5-3 лет:

  1. «Лови шарик»;
  2. «Спрячь шарик: три коробочки»;
  3. Разборка и складывание матрешки»;
  4. «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»;
  5. «Парные картинки: четыре»;
  6. «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»;
  7. «Разрезные картинки из трех частей»;
  8. «Конструирование треугольника из трех палочек»;
  9. «Достань тележку – скользящая и одна ложная тесемка»;
  10. «Нарисуй домик».

При анализе результатов обследования основное внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его обучаемости.

Предлагаются следующие виды помощи:

  • выполнение задания по подражанию,
  • по подражанию с использованием жестов,
  • с речевой инструкцией.

Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых ситуациях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Оборудование:

1) два детских столика  и стульчика;

2) желобок с шариком;

3) три коробочки четырехугольной  формы одинакового цвета, разные  по величине, с соответствующими  крышками; три разных по величине  шарика одинакового цвета;

4) две матрешки (три-составные);

5) две пары предметных  картинок;

6) две пирамидки — из  трех и четырех колец (кольца  одного цвета);

7) восемь цветных кубиков  — по два красных, синих, желтых (белых), зеленых;

8) десять плоских палочек одного цвета;

9) тележка с кольцом, через  которое продета тесемка;

10) разные картинки: одна  из картинок разрезана на 3 части;

11) карандаши, бумага.

Оценка результатов обследования

1. Лови шарик

  1. балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).
  2. балла — ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить шарик и ловить шарик, по это не всегда удается практически.
  3. балла — ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
  4. балла — ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

2. Спрячь шарики

  1. балл — ребенок не понял задания, не стремится к цели; после обучения задание не понял.
  2. балла — ребенок не понял задания; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
  3. балла — ребенок сразу понял задание, по трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
  4. балла — ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3. Разборка и  складывание матрешки

  1. балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т. д.
  2. балла — ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, самостоятельно задание не выполняет.
  3. балла — ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
  4. балла — ребенок сразу понял и принял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка