Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка 6
1.1. Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста 6
1.2. Влияние условий Дома ребенка на психического развитие детей раннего возраста 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 30
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по повышению уровня психического развития детей 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Изучение особенностей психиче.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, которые считаются проявлением мышления – использование связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). Сначала подобные догадки возникают тогда, когда связь уже готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно. Затем ребенок все шире использует такие связи и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения. Это происходит в процессе освоения орудийных и соотносящих действий. Переход от использования существующих или показанных взрослыми связей к их установлению – важный момент в развитии мышления в раннем детстве.

Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это – основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план.

Одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями [7].

Символическая (знаковая) функция – это обобщенная способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком. Это новообразование проходит длительный путь в своем развитии, начинающемся в раннем детстве и завершающемся во взрослости. Оно во многом определяет интеллектуально-социальное развитие ребенка, позволяя осуществлять многие виды деятельности, общаться с помощью речи, учиться и т.д.

 Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала изобразительной деятельности (лепка и рисование).

Особое место среди различных видов деятельности занимают сюжетные игры, которые по своему характеру становятся более сложными по сравнению с игрой ребенка второго года. Ребенок, играя, отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он не только копирует последовательность и взаимосвязь действий, но и начинает отражать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Внешне они не очень отличаются от игр отобразительных. Но эта игра может развиваться только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Дети берут на себя роль самых близких и словесно ее оформляют.

Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу». Появление элементов планирования – важное качество в деятельности ребенка.

В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может делать уже довольно сложные постройки (например, гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать активные действия сверстников, интерес к совместным играм. В процессе деятельности и общения у ребенка рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

Таким образом, третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

    1. Влияние условий Дома ребенка на психического развитие детей раннего возраста

Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому.

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья – первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.

Под депривацией (deprivation – потеря чего-либо) обычно понимают психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение основных (жизненных) психологических потребностей в течение длительного времени [15].

Депривационный синдром отражается на всех параметрах организма, но ведущим является психическое звено. Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы.

В домах ребенка выделяется ряд таких факторов:

  • стереотип интерьера группы, где дети находятся постоянно;
  • стереотипность подходов к детям;
  • отсутствие или резкое ограничение индивидуальных контактов со взрослым;
  • большое количество сверстников, постоянно присутствующих в группе;
  • резкое ограничение контактов с внешним миром и др.[16].

По мнению ряда авторов, важным диагностическим признаком депривации является нарушение собственной инициативы, которая формируется с момента рождения. Уже с первых месяцев оторванный от матери ребенок не получает необходимой заботы, ласки и внимания, что влияет на дальнейшее формирование эмоциональных контактов с окружающими. У малыша не развивается инициативное общение. Первоначальные отставания в развитии эмоций, зрительного и слухового анализатора наблюдаются уже в возрасте 4–5 мес. В возрасте от 7 до 12 мес. начинает проявляться задержка подготовительных этапов развития речи. Дети мало гулят, не лепечут, у них отсутствуют первые слова.

Отрицательное влияние фактора депривации наиболее четко выступает на 2-м году жизни. Отмечается низкий уровень психического развития детей. Детей I группы развития (соответствующей норме) практически не наблюдается, II группа (задержка на один эпикризный срок) составляет от 12,5 % (3-й год) до 25,6 % (4-й год). Преобладает, особенно у детей 2-го года, более глубокая задержка (III–IV группы развития). У таких детей прежде всего страдают активная речь, сенсорное развитие, наглядно-действенное и логическое мышление. На 3-м году резко обеднена игра в связи с недостатком получения информации, низким социальным развитием ребенка [31].

Выражены отклонения в поведении детей: отмечается преобладание детей с состоянием повышенной возбудимости, нарушениями сна, наличием отрицательных привычек как признака депривации (раскачивание, сосание пальцев), обеднением эмоциональной сферы. У детей 2-го года уменьшена двигательная активность, которая, в свою очередь, снижая эмоциональное состояние, не стимулирует ориентировочную деятельность.

Одно из важнейших качеств, формирующихся в раннем возрасте, – инициативность, подчас не развивается, а подавляется как взрослыми, так и старшими детьми в смешанных группах. Более старшие дети не в состоянии выделить себя из массы детей как индивидуальную личность. Ценным для них является желание быть замеченным кем-либо.

Ребенок, находящийся в условиях дома ребенка, с раннего возраста несет на себе явную печать пребывания там. Он мало подвижен, его мимика невыразительна. Уровень овладения двигательными навыками ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. В характеристике двигательной сферы выделяются показатели крупной и мелкой моторики. Для детей характерна двигательная неловкость, нарушение координации движений. В показателях крупной моторики просматриваются пробы на статическую координацию. Они показывают, что, несмотря на имеющее место отставание в развитии от детей из семьи, это отставание незначительно. Ребенок может постоять на одной ножке; поставить одну ножку перед другой и так постоять, пройти по прямой дорожке. Все эти действия позволяют наблюдать особенности физического развития и выявить его задержки. Хотя у детей возникают трудности с пробами на статические позы, однако здесь отставание выражено незначительно.

Особенности мелкой моторики свидетельствуют об отставании в развитии: часто встречается ослабленный мышечный тонус рук, движения вялы, анемичны, имеются врожденные аномалии строения рук и пальцев, несформированность дифференцирования захватов – к трем годам в большинстве случаев наличествует ладонный или щипковый захваты.

На мимике, позах ребенка лежит печать сиротства – невыразительная улыбка, ускользающий взгляд, пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления к общению со взрослыми и сверстниками, малый запас коммуникативных средств [22].

Отсутствие двигательной активности имеет и некоторые «крайние» формы выражения. Для детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, характерны «ватные позы» и так называемые тупиковые движения-раскачивание тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения рук. Отсутствие двигательной активности выражается в пассивности движений, анемичном, невыразительном лице, позе, жестах, мимике. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредотачивается на выполнении поручения. перемещается из конца в конец, хватается за различные предметы, отпускает их. Его движения некоординированны, беспорядочны. Общая симптоматика нарушения психомоторики может быть представлена в общей двигательной заторможенности – «ватной позе», в общих нарушениях психомоторной координации, нарушения мелкой моторик, общей двигательной расторможенности-импульсивности – гиперкинезии, гипомимии, тиках, навязчивых действиях, патологически привычных действиях и т.д.

 Эмоциональная вовлеченность взрослых в процесс ухода и высокая мотивация к достижению успешности ребенка является важнейшей задачей персонала. Очень важно формирование привязанности к взрослым, что способствует снятию тревоги и появлению у детей необходимого чувства защищенности.

Для обеспечения оптимального физического и психического развития, устойчивого состояния здоровья ребенка следует уделять особое внимание развитию его личностных качеств, необходимых для существования в открытом социальном сообществе. Процесс формирования личности тесно связан с феноменом депривации.

Формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо стороны – когнитивной (представление о себе), эмоциональной или волевой. В основе формирования личности лежат развитие самосознания и так называемые предличностные образования. Еще Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер [20]. Ребенок живет в социальной среде, и первые его потребности – в еде, сне, гигиеническом уходе, тепле – обеспечиваются взрослыми, ухаживающими за ребенком. Большое значение для развития ребенка имеет получение новых впечатлений. Но при этом совершенно особую роль приобретает возникновение социальной потребности – общение со взрослым человеком, его внимание, забота.

В зависимости от того, как формировались взаимоотношения взрослого и младенца, возможны различные формы проявления привязанности. Если забота о ребенке отличается чуткостью, пониманием его потребностей, умением быстро и адекватно реагировать на проявления ребенка, то формируется надежная привязанность. Ребенок при этом ведет себя уверенно, активно исследует среду, успешно справляется с проблемами, находчив, любознателен, инициативен. Надежная привязанность – предпосылка к успешной социализации. При этом любовь ухаживающих должна быть адекватна, не вызывая аффективной привязанности. Разлука с близкими может вызывать тревогу, а встреча с ними – радость, дети быстро идут вновь на контакт. Однако в условиях дома ребенка часто встречается ненадежная привязанность, выражающаяся в виде «избегающей» или сопротивляющейся привязанности. При «избегающей» привязанности, которая возникает в том случае, когда уход за ребенком сдержан, не формируется эмоциональной связи. Ребенок может быть раздражителен. Такие дети при разлуке редко испытывают дистресс, а при воссоединении игнорируют, избегают заботящихся о них. Они мало эмоциональны, их познавательная способность недостаточна. Подчас руководители домов ребенка неправильно квалифицируют такое поведение, считая, что дети легко адаптируются к новым условиям. При сопротивляющейся привязанности, когда забота взрослых непостоянна и непредсказуема (могут быть очень близкие формы общения, а могут быть и совсем безучастные), дети не переживают разлуку, а при воссоединении проявляют злобу, агрессию на попытки сближения. Таким образом, ненадежная привязанность рассматривается как фактор риска в формировании личности ребенка.

В исследованиях М.И. Лисиной проанализировано формирование общения детей со взрослыми как важный фактор развития личности ребенка [13].

Первая форма общения – ситуационно-личностная. Она формируется в первом полугодии первого года жизни. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, возникает общение в виде «комплекса оживления» ребенка в ответ на обращение взрослых.

Далее возникает вторая форма общения – ситуационно-деловая (в возрасте от 6 мес. до двух лет), общение на фоне практической деятельности при взаимоотношении взрослого и ребенка. Ведущими становятся деловые качества, которые сочетаются с познавательными и личностными мотивами.

Овладение речью позволяет ребенку от чисто практического общения перейти к третьей форме общения – внеситуативно-познавательной, когда его все больше привлекают явления, происходящие в социальной среде. Это характерно для детей более старшего возраста (с двух до 6–7 лет).

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка