Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка 6
1.1. Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста 6
1.2. Влияние условий Дома ребенка на психического развитие детей раннего возраста 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 30
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по повышению уровня психического развития детей 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Изучение особенностей психиче.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы. В настоящее время проблема детей-сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в сиротское учреждение, тем более необратимыми могут быть отклонения в психическом и познавательном развитии. В связи с этим остро встает проблема ранней диагностики и коррекции возможных нарушений.

Проблема особенностей психического и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, — далеко не новая проблема. Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям, так как рождаются недоношенным, имеют недостаточную массу тела и признаки морфофункциональной незрелости. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот.

Состояние проблемы исследования. На психологическом уровне исследуется возникновение психических нарушений в условиях депривации, которая обуславливает недостаточность или обеднение одной из сторон психической деятельности — эмоциональной, моторной, познавательной. 
Исследователями Ж. П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Бренера и др., было установлено ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей.

Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Задачи исследования:

1) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению психического развития детей раннего возраста;

2) рассмотреть влияние депривации, возникающей в условиях Дома ребенка, на познавательное и личностное развитие детей раннего возраста;

3) выявить особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка;

4) проанализировать полученные  результаты и дать им психологическую  интерпретацию;

5) разработать практические рекомендации  по психическому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Методологической основой исследования являются исследования теории и концепций психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Источниками исследования являются теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Существенное значение в концептуальном плане имеют теории сенсорного развития детей (А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова и др.); концепция воспитания детей-сирот находящихся в Домах ребенка (В.А. Доскин, И.В. Дубровина, М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых и др.).

Методы и методики исследования: обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью комплексной методики оценки умственного развития детей 2-3 лет Е.А. Стребелевой (10 заданий); количественная и качественная оценка результатов исследования.

Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе Дома ребенка г. Рязани. В исследовании приняло участие 10 детей-сирот в возрасте 2-3 лет (5 мальчиков и 5 девочек).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психологов и воспитателей в аспекте психического развития детей, повышению уровня теоретической и практической подготовленности педагогов Дома ребенка к осуществлению деятельности, направленной на создание оптимальных условий для психического развития детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка

    1. Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста

Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется количественными и качественными изменениями в развитии психической деятельности.

Ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии – узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) – мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. 1 – его аффективный характер, его страстность. 2 – когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.

На третьем году жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно услышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис трех лет, описанный еще Л.С. Выготским, проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протесте против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности [25].

Такие личностные проявления ребенка закономерны. В результате у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы взрослых за свои успехи. Формируется чувство собственного достоинства, с которым взрослые должны считаться.

Самые большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в 3–4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова; дети начинают употреблять все части речи. Сложившееся мышление ребенка отражается в грамматическом строе его речи, он уже употребляет распространенные и сложные предложения. Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем?

Употребление детьми различных частей речи и появление придаточных предложений, вопросов характеризует дальнейший этап развития мыслительной деятельности, говорит о том, что дети не воспринимают предметы, явления окружающей действительности изолированно, а пытаются установить между ними связи, улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют. Развитие речи и мыслительного процесса идет одновременно [7].

Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов, относящихся к тому, что повседневно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ребенком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем, например, о том, куда он пойдет; что будет делать на прогулке; что произошло вчера на прогулке; какими игрушками украшали елку; что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения, например, словами игрушки, одежда ребенок обобщает разнородные, но сходные по функции предметы.

Ребенок может понять рассказ взрослого о таких явлениях и событиях, которые сам он непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома. Но чтобы малыш воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен. Так, в данном случае слова лисичка, зайчик, домик, прогнала вызывают у ребенка пусть не четкие, но достаточно определенные конкретные образы и представления. Умение слушать рассказ без показа особенно сложно для детей домов ребенка, и эту функцию нужно развивать специально. Занятия такого рода должны быть построены на хорошо знакомом: проведенный ранее показ; события, которые ребенок наблюдал.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место занимает еще показ, удельный вес речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи, дети еще не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной [25].

В связи с развитием речи появляются элементы произвольного внимания. Ребенок более длительное время занимается одним видом деятельности. Однако переключение и распределение внимания представляют трудности и требуют специальной установки со стороны взрослых. У ребенка возрастают объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют пережитое, особенно, если это было связано как с положительными, так и отрицательными эмоциями.

К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов – их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте.

Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета. Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет.

В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5-3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего – по цвету), требующий от него осознания, что существует много разных предметов с одинаковыми свойствами (например, «желтое», «круглое», «мягкое» и т.д.). К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. Характерно, что овладение новым типом действий восприятия ведет к тому, что исчезает широкое узнавание предметов по картинкам и на фотографиях, основой которого было их отождествление по отдельным признакам.

Дети раннего возраста еще не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия. Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта. Поэтому при определении предметов круглой формы ребенок говорит «как мячик», зеленых – «как травка» и т.д.

При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Этому способствует и значительный прогресс в развитии речи.

Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуковысотный слух развивается медленнее, поэтому нет особого смысла учить совсем маленького ребенка петь [25].

В связи с возникновением игры ребенок получает стимул к развитию воображения, которое в раннем детстве носит воссоздающий характер. Ребенок может представить себе по рассказу взрослого, по картинке вещи, события, действия. Оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающему миру и вызываемых им чувств. В играх ребенок воспроизводит известные по опыту ситуации, не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только завершенный результат вызывает у него соответствующий образ.

Преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал.

Память еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка