Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:30, курсовая работа
Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка 6
1.1. Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста 6
1.2. Влияние условий Дома ребенка на психического развитие детей раннего возраста 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 30
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по повышению уровня психического развития детей 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………………43
4. Разборка и складывание пирамидки
5. Парные картинки
6. Цветные кубики
7. Разрезные картинки
8. Конструирование из палочек
9. Достань тележку
10. Нарисуй
По сумме баллов обследованного ребенка можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа (10—12 баллов) – составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность с взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно.
2 группа (13—23 балла) – составляют дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности, умение работать по образцу.
3 группа (24—33 балла) – составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование.
4 группа (34—40 баллов) – составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями.
Описание методики представлено в Приложении 1.
После проведения процедуры диагностики проводился как количественный, так и качественный анализ полученных результатов.
Таблица 1.
Результаты изучения умственного развития детей 2-3-летнего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка с помощью комплексной методики Е.А. Стребелевой
№ п/п |
Дети |
Пол |
Возраст, лет, мес |
Задания комплексной методики Е.А. Стребелевой | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Σ | ||||
Д.И. |
м |
2г6м |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 | |
О.Д. |
ж |
2г9м |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 | |
А.И. |
м |
3г1м |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 | |
А.Т. |
ж |
2г8м |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 | |
М.П. |
м |
2г10м |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 | |
Ц.И. |
м |
2г9м |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 | |
В.А. |
ж |
2г11м |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 | |
Ф.С. |
м |
2г7м |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 | |
В.И. |
ж |
2г8м |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 | |
Т.А. |
м |
2г9м |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 | |
Средний балл |
1,6 |
1,8 |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
В верхней строке таблицы 1 под номерами обозначены задания по комплексной методике Е.А. Стребелевой. 1 – «Лови шарик»; 2 – «Спрячь шарик: три коробочки»; 3 – «Разборка и складывание матрешки»; 4 – «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»; 5 – «Парные картинки: четыре»; 6 – «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»; 7 – «Разрезные картинки из трех частей»; 8 – «Конструирование треугольника из трех палочек»; 9 – «Достань тележку – скользящая и одна ложная тесемка»; 10 – «Нарисуй домик».
Анализируя результаты выполнения заданий комплексной методики Е.А. Стребелевой, следует отметить, что наиболее успешными для выполнения оказались задания: Задание 2 (Спрячь шарик: 3 коробочки) – средний балл равен 1,8; Задание 1 (Лови шарик) – средний балл равен 1,6; Задание 3 (Разборка и складывание матрешки) – средний балл равен 1,5; Задание 4 (Разборка и складывание пирамидки) – средний балл равен 1,5 (см. рисунок 1).
Остальные задания вызвали затруднения у детей, и они не смогли с ними справиться.
Рис. 1. Показатели средних значений выполнения заданий детей 2-3 лет, воспитывающихся в Доме ребенка по методике диагностики умственного развития Е.А. Стребелевой
На оси ординат под номерами обозначены задания по комплексной методике Е.А. Стребелевой. 1 – «Лови шарик»; 2 – «Спрячь шарик: три коробочки»; 3 – «Разборка и складывание матрешки»; 4 – «Разборка и складывание пирамидки из четырех колец»; 5 – «Парные картинки: четыре»; 6 – «Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»; 7 – «Разрезные картинки из трех частей»; 8 – «Конструирование треугольника из трех палочек»; 9 – «Достань тележку – скользящая и одна ложная тесемка»; 10 – «Нарисуй домик».
Проведенное изучение особенностей умственного развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка, позволило отнести детей к разным уровням психического развития. К первой группе умственного развития (очень низкий уровень) отнесено 60% детей (см. рисунок 2). Это дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цели задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству с взрослым; не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.
Ко второй группе умственного развития отнесено 30% детей (см. рисунок 2). Это дети, которые не могут самостоятельно выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достичь определенного результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем отказ от выполнения задания.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Со средним уровнем познавательного развития в данной группе выявлено 10% детей (см. рисунок 2). Это дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
Рисунок 2. Распределение детей, воспитывающихся в Доме ребенка, по уровню психического развития
Таким образом, можно сделать следующий вывод: у детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий, нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления.
Пути коррекционной работы с каждым из детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения.
Дети с первым уровнем развития (очень низким) нуждаются в формировании эмоционального контакта с взрослым. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает па основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к ребенку, погладить его, взять за руку и т. п.
Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо: