Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить состояние психического развития у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: психическое развитие детей раннего, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, отличается замедленным темпом и качественным своеобразием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка 6
1.1. Психологическая характеристика психического развития трехлетнего возраста 6
1.2. Влияние условий Дома ребенка на психического развитие детей раннего возраста 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка 30
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по повышению уровня психического развития детей 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Изучение особенностей психиче.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей второй  группы умственного развития (низкий уровень) основными методами являются совместные действия ребенка с взрослым, подражание действиям взрослого.

У этой группы детей необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка с взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой — правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест, умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

При этом надо уделять внимание совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию метких движений кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентировочно-познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, формирование целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом — помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа-представления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно-познавательной деятельности должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).

У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.


У детей с третьим уровнем психического развития (средним) необходимо уточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом надо развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми, ознакомление с различными видами деятельности.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в Доме ребенка.

 

Выводы по 2-й главе

  1. У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий,  нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления.
  2. Пути коррекционной работы с каждым из  детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения. У всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость.

 

 

 

 

Заключение

Данная работа проводилась с целью изучить особенности психического развития детей трехлетнего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.

В ходе изучения научной литературы по проблеме исследования было установлено, что третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы. Особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.

Проведенное эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка, позволило сделать следующие выводы:

  1. У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий,  нарушении зрительного восприятия предметных картинок, понимании жестовой инструкции, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления.
  2. Пути коррекционной работы с каждым из  детей должны определяться с учетом их индивидуальной структуры нарушения. У всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость.

 

Список использованных источников

  1. Александрова Л.Ю. Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2010 №121 URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 17.03.2013).
  2. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007. – 243 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост.                   И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
  4. Галигузова Л.Н., Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником.— В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. — М., 1980. – С. 55—78.
  5. Гапеенкова С. М. Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2010 №20 URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 17.03.2013).
  6. Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольская Р.В.  Развитие и воспитание детей в домах ребенка. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 376 с.
  7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 127 с.
  8. Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте. — В сб.: Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной. — М., 1982. С. 38—59.
  9. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.
  10. Кайл Р.В. Детская психология. Тайны психики ребенка. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 413 с.
  11. Киселева С.Ю., Лупандин В.И., Ткачук И.Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста// Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С.38–44.
  12. Кистяковская М. Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и в домах ребенка: Автореф. канд. дис. — М., 1946.
  13. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей. — В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М., 1978. С. 268—295.
  14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997.
  15. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. — В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — М., 1979. – С. 4—8.
  16. Мазитова Г.Х. Особенности развития отношений со взрослыми у младенцев в семье и в доме ребенка/ Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. – М., 1979. – С. 120 -122.
  17. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 2006. – 340 с.
  18. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребёнка // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  19. Митева Л.Б. Соотношение уровней общения со взрослым и со сверстником: Автореф. канд. дис. — М., 1984.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2007. – 456 с.
  21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 80—86.
  22. Прихожан А.М. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  23. Прованс С., Липтон Р. Младенцы в приюте // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1991. –223 с.
  24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. / Под ред. Е.А. Стреблевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
  25. Развитие личности ребенка/ Под общей ред. A.M. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.
  26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001. – 208 с.
  27. Семёнов Р.П. Материнская депривация. – М.: Просвещение, 2007. – 197 с.
  28. Солнцева Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации. – М.: Книга, 2007. – 335 с.
  29. Солоед К.В. О раннем разлучении с матерью и его последствиях// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2009. - №2. – С. 34-39.
  30. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 319с.
  31. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. – 628 с.

 

 

Приложение 1.

Задания комплексной методики Е.А. Стребелевой

Задание 1. Лови шарик

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, слежение за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования. Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение. Если ребенок половит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, то есть обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: понимание задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) с взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Задание 2. Спрячь шарик

Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, по одинаковые по цвету.

Проведение обследования. Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные па некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик — в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку.

После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения - ориентировка па величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

Задание 3. Разборка и складывание матрешки

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две матрешки (одна двусоставная и одна трисоставная).

Проведение обследования. Психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение. Психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка па матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

 

Задание 4. Разборка и складывание пирамидки

Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования па величину предметов, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.

Проведение обследования. Психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок подействует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.

Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть па стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

Задание 5. Парные картинки

Задание направлено па выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.

Проведение обследования. Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну ив них и, показывая ее ребенку, просит найти такую же.

Обучение. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая — у меня, такая же — у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания, осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.

Задание 6. Цветные кубики

Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики — два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).

Проведение обследования. Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой же, как у меня». Затем психолог просит: «Покажи, где красный, а теперь — где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка