Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Объект исследования: эмоции как психический процесс.
Предмет исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по данному аспекту.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Эмоции как особый класс психических процесс…………………………..4
1.1Общая характеристика эмоций………………………….…………..4
1.2 Функции эмоций……………………………………………..……...10
2.Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса ………….…………………………………………………………….12
2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности…………………………..……12
2.2 Влияние эмоций на деятельность человека………………………..15
2.3 Снятие эмоционального напряжения……………………………...19
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат по писхологии деятельности 2012.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3

1. Эмоции как особый класс психических процесс…………………………..4

1.1Общая характеристика  эмоций………………………….…………..4

1.2 Функции эмоций……………………………………………..……...10

2.Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных  психических        процесса ………….…………………………………………………………….12

2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности…………………………..……12

2.2 Влияние эмоций на деятельность человека………………………..15

2.3 Снятие эмоционального напряжения……………………………...19

Заключение………………………………………………………………………21

Библиографический список……………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека, прежде всего тогда, когда в чем - то ему препятствуют. Стремясь всё более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Вплоть до настоящего времени  люди были способны лишь констатировать расхождение между “голосом сердца и голосом разума”, но не могли  его ни понять, ни устранить.

В личной жизни эмоциональные  проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались  жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был связан на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности  человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения  субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему  его миру.

   Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Актуальность данной работы определяется тем, что эмоции являются повседневным спутником человека, оказывающий  постоянное влияние на все его  дела и мысли.

Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком  хорошо знаем их “нравы” и редко  можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно.

Цель исследования: влияние  эмоций на деятельность человека.

Объект исследования: эмоции как психический процесс.

Предмет исследования: влияние  эмоций на деятельность человека.

Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по данному аспекту.

1. Эмоции как особый  класс психических процессов

1.1 Общая характеристика  эмоций

Все, с чем мы сталкиваемся в  повседневной жизни, вызывает у нас  определенное отношение. Один объекты  и явления взывают у нас  симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные  свойства предметов, информацию о которых  мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны  для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо  выраженные, иногда едва заметные. Эта  своеобразная окраска ощущений, характеризующая  наше отношение к отдельным качествам  предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения  к ним выражаются в таких сложных  чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания  представляют собой эмоции.

Эмоции характеризуют потребности  человека и предметы, на которые  они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния  биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в  его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в  предупреждении о разрушающем характере  каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько  тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции — это  более широкое понятие, чувства  же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции  человека — от бурных взрывов страсти  до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в  реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая  эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная  эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что эмоции самым  непосредственным образом связаны  с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний  отражается на особенностях поведения  человека, и поэтому они могут  быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных  методов. Например, покраснение или  побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать  о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут  также свидетельствовать изменения  уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции — это очень сложные  психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта  состоит в том, что данная эмоциональная  реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает  себя контролировать и даже может  не осознавать того, что делает. Это  объясняется тем, что в состоянии  аффекта возникает чрезвычайно  сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит  в двигательное возбуждение. Под  действием этого возбуждения  человек совершает обильные и  часто беспорядочные движения и  действия. Бывает и так, что в состоянии  аффекта человек цепенеет, его  движения, и действия совсем прекращаются, он, словно лишается дара речи.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических  процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость  снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно  связаны с переживанием. На них  внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные  с переживанием, оказываются не в  поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Было бы неверно думать, что в  состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может  правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте  человек в той или иной степени  отдает себе отчет в том, что с  ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями  и поступками, а другие — нет. Это происходит по многим, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.

Следующую группу эмоциональных явлений  составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство  предметов и явлений внешней  среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так  и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас  может одновременно с тяжелым  чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в сужености восприятия, в недостаточном распределении внимания.

Другим проявлением эмоциональных  процессов является возбуждение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Информация о работе Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса