Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Объект исследования: эмоции как психический процесс.
Предмет исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по данному аспекту.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Эмоции как особый класс психических процесс…………………………..4
1.1Общая характеристика эмоций………………………….…………..4
1.2 Функции эмоций……………………………………………..……...10
2.Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса ………….…………………………………………………………….12
2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности…………………………..……12
2.2 Влияние эмоций на деятельность человека………………………..15
2.3 Снятие эмоционального напряжения……………………………...19
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат по писхологии деятельности 2012.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Сознавая или не сознавая, человек  сопоставляет информацию о том, что  необходимо для удовлетворения потребности, с тем, что он имеет в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность  удовлетворения большая, появляются положительные  чувства. Отрицательные эмоции порождаются  более или менее осознанной субъектом  реальной или подразумеваемыми невозможностью удовлетворения потребности или уменьшением вероятности ее удовлетворения по сравнению с предыдущим прогнозом.

Информационная концепция эмоций, несомненно, является доказательной, хотя, пожалуй, не объясняет всей разнообразной  и богатой эмоциональной сферы личности. Далеко не все эмоции укладываются в эту схему. Например, эмоция удивления не может быть отнесена ни к положительным, ни до отрицательных эмоциональных состояний.

Важной характеристикой эмоциональных  состояний является их регулятивная функция. Переживания, которые возникли у человека, выступают в роли сигналов, которые информируют его о  ходе процесса удовлетворения потребностей, на который разновидность препятствий  она наталкивается, на что следует  обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что нужно изменить. Эмоция сигнализирует о благополучный или неблагополучных развитие событий, о большей или меньшую определенность состояния субъекта в системе его предметных и межличностных взаимоотношений и обеспечивает тем самым регулирование, коррекцию его поведения в условиях общения и деятельности.

Чувства – одна из специфических  форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение  субъекта с присущими ему потребностями  до предметов и явлений действительности, познаются и превращаются ним.

Эмоции и чувства возникают  в процессе взаимодействия личности с внешним миром. Эмоции и чувства  – это разнообразные переживания  человека, в которых отражаются его  жизненные отношения с внешним  миром и отношения с другими  людьми. Своеобразие отражения заключается  в том, что и как в переживаниях отражается. Эмоции и чувства представляют определенный процесс, который происходит во времени, и в то же время психическое  состояние личности. В этом состоянии  мы указываем, говоря о том или  ином человеке, что он спокоен, взволнован, потрясен, смущен, весел, угнетен и  т.д. Чувство выступает и как  свойство человека, что проявляется  в более или менее устойчивом положительном или отрицательном  отношении е определенным объектам, людям, сфере деятельности.

2.3. Снятие эмоционального напряжения

Поскольку эмоции и чувства не всегда желательны, так как при своей  избыточности они могут дезорганизовать  деятельность или внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства  по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

1. Сосредоточение внимания на  технических деталях задания,  тактических приемах, а не на  значимости результата.

2. Снижение значимости предстоящей  деятельности, придание событию  меньшей ценности или вообще  переоценка значимости ситуации  по типу «не очень-то и хотелось». 

3. Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.

4. Разработка запасной отступной  стратегии достижения цели на  случай неудачи (например, «если  не поступлю в этот институт, то пойду в другой»).

5. Откладывание на время достижения  цели в случае осознания невозможности  сделать это при наличных знаниях,  средствах и т.п. 

6. Физическая разрядка (как говорил  И. П. Павлов, нужно «страсть  вогнать в мышцы»); для этого  нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной  физической работой и т.д. Иногда  такая разрядка происходит у  человека как бы сама собой:  при крайнем возбуждении он  мечется по комнате, перебирает  вещи, рвет что-либо и т.д. Тик  (непроизвольное сокращение мышц  лица), возникающий у многих в  момент волнения, тоже является  рефлекторной формой моторной  разрядки эмоционального напряжения.

7. Написание письма, запись в  дневнике с изложением ситуации  и причины, вызвавшей эмоциональное  напряжение; этот способ больше  подходит для людей замкнутых  и скрытных.

8. Слушание музыки: музыкальной  терапией занимались врачи еще  в Древней Греции (Гиппократ).

9. Изображение на лице улыбки  в случае негативных переживаний;  удерживаемая улыбка улучшает  настроение (в соответствии с  теорией Джемса - Ланге).

10. Активизация чувства юмора,  так как смех снижает тревожность. 

11. Мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной  тренировки и рекомендуемое для  снятия тревоги. 

 Настойчивые попытки воздействовать  на очень взволнованного человека  при помощи уговоров, убеждения,  внушения, как правило, не бывают  успешными из-за того, что из  всей информации, которая сообщается  волнующемуся, он выбирает, воспринимает  и учитывает только то, что  соответствует его эмоциональному  состоянию. Больше того, эмоционально  возбужденный человек может обидеться,  посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку  выговориться и даже поплакать.  Действительно, учеными установлено,  что вместе со слезами из  организма удаляется вещество, возбуждающее  центральную нервную систему.  Следовательно, его удаление при  плаче ведет к снижению возбуждения  и эмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате изучения и  анализа научной литературы по рассматриваемой  нами проблеме необходимо сделать следующие  выводы.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний  личную значимость и оценку внешних  и внутренних ситуаций для жизнедеятельности  человека. Эмоции – это особый класс  психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями  и мотивами личности.

 Эмоции выполняют функцию  регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних  и внутренних ситуаций для  осуществления его жизнедеятельности,  тем самым способствуя ориентации  человека в различных ситуациях.

Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции  состояния организма, эмоции выполняют  функцию регуляции поведения  человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма.

  Одной из важнейших  характеристик эмоций является  их связь с познавательными  процессами. В современной литературе  накоплен целый ряд конкретных  экспериментальных данных о связи  эмоций с памятью, восприятием  и мышлением.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что эмоция является побудителем и регулятором поведения  человека в целом, подчиняя его деятельность основным мотивам и потребностям личности, ее склонностям и интересам.

 

 

Библиографический список

  1. В.Вилюнас. Психология эмоций.- М., Просвещение, 2008, 250с
  2. Марищук В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации // Психология. – 2008.
  3. Шумский П.П., Иванова Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. – Мозырь, 1998. – 324с.
  4. Изард К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М., Просвещение. – 154с.
  5. http://becmology.ru/
  6. Психология, Под редакцией Татрова А.С. издательство "Академия Естествознания", 2010 год

 

  

 

 


Информация о работе Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса