Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Объект исследования: эмоции как психический процесс.
Предмет исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по данному аспекту.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Эмоции как особый класс психических процесс…………………………..4
1.1Общая характеристика эмоций………………………….…………..4
1.2 Функции эмоций……………………………………………..……...10
2.Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса ………….…………………………………………………………….12
2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности…………………………..……12
2.2 Влияние эмоций на деятельность человека………………………..15
2.3 Снятие эмоционального напряжения……………………………...19
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат по писхологии деятельности 2012.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

1.2 Функции эмоций

Чтобы понять роль эмоций психической  организации человека нужно рассмотреть  ее главные функции и связь  с другими психическими процессами. Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.

1. Экспрессивная - мы лучше  понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью судить о состояниях друг друга.

2. Отражательно-оценочная.  Эмоция есть деятельность, оценивающая  поступающую в мозг информацию  о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие  кодируют в форме его субъективных  образов. Эмоция есть отражение  мозгом человека и животных  какой-либо актуальной потребности  (его качества и величины) и  вероятности (возможности) его  удовлетворения, которую мозг оценивает  на основе генетического ранее  приобретенного опыта.

3. Побуждающая - полное  отстранение эмоций от функций  побуждения в значительной мере  обессмысливает и производимую  ими функцию оценки .

4. Следообразование - она  указывает на способность эмоций  оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия  и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно  ярко следообразующая функция  проявляется в случаях экстремальных  эмоциональных состояний. Но сам  по себе след не имел бы  смысла, если не было бы возможности  использовать его в будущем,  происходит фиксация следа в  памяти.

5. Предвосхищающая эвристическая  - подчеркивает значительную роль  в актуализации закрепленного  опыта, поскольку актуализация  следов опережает развитие событий  и возникающие при этом эмоции  сигнализируют о возможном приятном  или неприятном их исходе.

6. Синтезирующая - мы воспринимаем  не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело, потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения разнообразных действующих раздражений.

7. Организующая (дезорганизационная). Эмоции, прежде всего, организуют  некоторую деятельность, отвлекая  на нее силы и внимание, что  естественно может помешать нормальному  протеканию проводимой в тот  же момент другой деятельности. Нарушение деятельности является  не прямым, а побочным проявлением  эмоций.

8. Компенсаторная (замещающая). Будучи активным состоянием системы  специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на  другие церебральные системы,  регулирующие поведение, процессы  восприятия внешних сигналов, дальнейшее  извлечение этих сигналов из  памяти. Примером компенсаторной  функции может служить подражательное  поведение столь характерное для эмоционально возбужденной популяции.

9. Переключающая. Эта функция  обнаруживается как в сфере  врожденных форм поведения, так  и при осуществлении условно-рефлекторной  деятельности. Оценка вероятности  удовлетворения потребности может  происходить у человека не  только на осознаваемом, но и  на не осознаваемом уровне. Ярким  примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция.

10. Функция (аварийного) разрешения  ситуаций - возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень  адреналина в крови, повышается. Например, чувство страха.

11. Функция активации и  мобилизации организма. Эмоции, которые  обеспечивают успешное какой-нибудь  задачи, приводят организм в возбужденное  состояние. Иногда слабая тревога  играет роль мобилизирующего  фактора, проявляясь беспокойством  за исход дела, она усиливает чувства ответственности.

Взаимодействие всех функций необходимо, так как отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

Эмоции выполняют функции  такой обработки первичной информации о мире, в результате которой мы оказываемся способными формировать свое мнение о нем: эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений.

2.Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса

2.1 Взаимосвязь эмоций  и деятельности

Если все происходящее, поскольку  оно имеет то или иное отношение  к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его  стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между  эмоциями человека и его собственной  деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения  – положительного или отрицательного – результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.

Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или  иные чувства, с другой – чувства  человека, его эмоциональные состояния  влияют на его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.

Так как объективный результат  человеческих действий зависит не только от побуждений, из которых они исходят, но и от объективных условий, в  которых они совершаются; так  как у человека много самых  различных потребностей, из которых  то одна, то другая приобретает особую актуальность, результат действия может  оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости  от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Появление одного из этих двух полярных качеств любого эмоционального процесса будет, таким образом, зависеть от складывающегося в ходе деятельности и в ходе деятельности изменяющегося соотношения между действием и его исходными побуждениями. Возможны и объективно нейтральные участки в действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они оставляют личность эмоционально нейтральной. Поскольку человек как сознательное существо в соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определенные цели, можно сказать также, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.

В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельности, определяются и  другие свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть обычно критические  точки, в которых определяется благоприятный  для субъекта или неблагоприятный  для него результат, оборот или исход  его деятельности. Человек как  сознательное существо более или  менее адекватно предвидит приближение  таких критических точек. При  приближении к ним в чувстве  человека – положительном или  отрицательном – нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, в чувстве человека – положительном или отрицательном – наступает разрядка.

Наконец, любое событие, любой результат  собственной деятельности человека в соотношении с различными его  мотивами или целями может приобрести амбивалентное – одновременно и  положительное, и отрицательное  – значение. Чем более внутренне  противоречивый, конфликтный характер принимает протекание действия и  вызванный им ход событий, тем  более сумбурный характер принимает  эмоциональное состояние субъекта. Такой же эффект, как неразрешимый конфликт, может произвести и резкий переход от положительного – особенно напряженного – эмоционального состояния  к отрицательному и наоборот. С  другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более спокойный характер носит чувство, тем меньше в нем  остроты и возбуждения.

Мы пришли, таким образом, к выделению  трех качеств, или измерений, чувства. Стоит сопоставить их трактовку  с той, которая дана в трехмерной теории чувств В.Вундта. Вундт выделял  именно эти измерения (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки [разрешения], возбуждения и успокоения). Каждую из пар он попытался соотнести  с соответствующим состоянием пульса и дыхания, с физиологическими висцеральными  процессами. Мы связываем их с различным  отношением к событиям, в которые  включается человек, с различным  ходом его деятельности. Для нас  эта связь фундаментальна. Значение висцеральных физиологических процессов, конечно, не отрицается, но им отводится  иная – подчиненная – роль; чувства  удовольствия или неудовольствия, напряжения и разрядки и т.п. связаны, конечно, с органическими висцеральными  изменениями, но сами изменения имеют  у человека по большей части производный  характер; они лишь "механизмы", посредством которых осуществляется определяющее влияние взаимоотношений, которые в ходе деятельности складываются у человека с миром.

Многообразие чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений  человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством  которых они осуществляются.

 

2.2 Влияние эмоций на деятельность человека

Эмоции влияют на людей разными  путями. Одна и та же эмоция неодинаково  переживается разными людьми, а также  определенным человеком в разных ситуациях. Эмоции могут влиять на все  системы индивида, субъекта в целом.

Эмоции и восприятие. Давно известно, что эмоция, как и другие мотивационные  состояния, влияет на восприятие. Радостный  человек воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, грустит, интерпретирует замечания других как критические.

Эмоции и познавательные процессы. Эмоции влияют на память, мышление и  воображение человека. Эффект «суженого  зрения» восприятия имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганному  человеку трудно оценить альтернативные решения. В разгневанности человека появляются лишь сердитое мнения. В состоянии повышенного интереса или возбуждения отдельные субъекты бывают настолько увлечены, что не способны к обучению и деятельности.

Эмоции и действия. Эмоции или  комплексы эмоций, которые испытывает человек в определенное время, влияют на ее учебу, игру, труд. Когда она  реально заинтересована в предмете, то имеет желание изучить его глубоко. Чувствуя отвращение к какому-либо предмету, она пытается его избежать.

Эмоции и сознание. Утверждения  о том, что эмоция может рассматриваться  как отдельное или особое состояние  сознания, не является новым. Выдающийся английский ученый Г. Спенсер описал «центральные» эмоции так: «Центральные эмоции – их начало и окончание  во времени сравнительно не определены и не имеют четкой локализации в пространстве. Они не ограничены предыдущими и следующими состояниями сознания с такой определенностью, и нет границ между ними и существующими с ними состояниями сознания». Идея Спенсера не имела значительного влияния на его современников и лишь в начале 60-х годов XX века переменными состояниями сознания начали интересоваться ученые.

Эмоциональные состояния и в  повседневной жизни часто рассматриваются  как переменные состояния или, точнее, как специфические или особые состояния сознания. Человек, совершила  какую-то неуместность, часто объясняет  свое поведение словами: «я не помню  себя, я потеряла самообладание».

Человек, который пережил сильные  эмоции, осознает, что эмоциональное  переживание – это необычное  состояние сознания. Идея различных  состояний сознания известна от античных времен. А в середине XIX в. биологи  доказали, что каждая отдельное полушарие  головного мозга контролирует отдельную  сферу сознания. Распределение полушарий  создает две независимые сферы  сознания в пределах одного черепа, одного организма.

В XVIII ст. Р. Бэкон определил два  пути приобретения знаний: через доказательность  и через опыт. Один из них способов, который доминирует в современном  мышлении, описывается как логический и рациональный. Второй – как  познание интуитивное, невербализованое, или «рецептивное». Особые состояния сознания, которые возникают благодаря специфической интереса, радости или их определенной комбинации, и направляют интуитивное, невербальные (рецептивное) познания. Определенные эмоциональные состояния организуют аналитические, критические, логичные, рациональные процессы. Таким образом, эмоция как процесс постоянно взаимодействует с процессами, которые характеризуют другие состояния сознания, и взаимосвязи между эмоциями и разумом многочисленны.

Эмоции, чувства и развитие личности. Анализируя соотношение эмоций и  развития личности, следует учитывать  два фактора. Первый – это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет важную роль в приобретении эмоциональных  черт (или порогов различных эмоций). Второй фактор – личный опыт индивида, принадлежащего к эмоциональной  сферы, особенно специализированные способы  выражения эмоций и обусловлена эмоциями поведение.

Чувство способствуют выделение предметов, отвечающих потребностям личности, и  стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Субъективно  чувства выступают для человека показателем того, как происходит процесс удовлетворения ее потребностей. Позитивные эмоциональные состояния (удовлетворение, удивление и т.п.), возникающих в процессе общения  и деятельности, свидетельствуют  о желаемом индивидом ход процесса удовлетворения потребностей. Неудовольствие потребностей сопровождается отрицательными эмоциями (стыд, гнев, страх и т.п.).

В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональное состояние  определяется качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и  оценкой, которую он дает вероятности  удовлетворения ее. Этот взгляд на природу  и происхождение эмоций получил  название информационной концепции  эмоций.

Информация о работе Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных психических процесса