Память как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В своём трактате «О душе» Аристотель дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования и заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Психология……………………………………………………………..5
Память как психический процесс…………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

психолоия.docx

— 40.68 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Психология……………………………………………………………..5
  2. Память как психический процесс…………………………………...6

Заключение……………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

По каким бы дорогам ты ни шел,

не найдешь границ души,

так глубок ее логос.

                        Гераклит из Эфеса1


Проблемам природы человека, его души и разума уделялось внимание еще в античные времена. До настоящего времени из всех взглядов древних авторов дошли: классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, о структуре личности. Согласно Платону, душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения. Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделения – в брюшной полости. Платон дает такой перечень чувств как  гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.2

Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В своём трактате «О душе» Аристотель дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования и заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Средневековые работы о психологии были основаны на вопросах веры и разума. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Анимистическую трактовку души Платоном и Аристотелем средневековые авторы увязывается с христианским пониманием сущности человека. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял – Ибн Сина (Авиценна).

Термин  «психология» для обозначения науки  о душе, впервые используется в 1590 году Рудольфом Гоклениусом и Оттоном Касманом.

Представители нового времени, например – Декарт, считали, что тело и душа имеют  разную природу – и это был  новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют  по разным законам и имеют разную природу» Декарт.3 Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные и душевные процессы в человеке? Он является основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако  главное имя в истории оформления психологии как науки – Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Тема  моей работы – «Память как психический процесс». Поэтому в данной работе рассмотрим психические процессы и состояния памяти. Дадим характеристику памяти, уделим внимание ее сущности и методам развития, рассмотрим виды и формы памяти.

Моя работа состоит из трех разделов. В первом разделе кратко проследим историю психологии и рассмотрим ее понятия, объект, предмет и задачи психологии.  Во втором, основном разделе, рассмотрим, память, как психический процесс. И, наконец,  в третьем разделе подведем краткий итог моей работы.  При написании данной работы мною были использованы книги таких авторов, как: Малков А.Г., Столяренко Л.Д., Скитяева И.М. и других авторов, а так же электронные ресурсы.

Психология

 

 

Психология (от греческого «психе» – душа) – это область научного знания, которая исследует особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека, а также психику животных.

Этапы развития психологической науки:

  1. этап – психология как наука о душе.
  2. этап – психология как наука о сознании.
  3. этап – психология как наука о поведении.
  4. этап – психология как наука о психике.

Задачами психологии является:

  • научиться понимать сущность психических явлений;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, которые идут от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают:

  • познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение.
  • психические состояния: напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства.
  • психические свойства: направленность, способности, задатки, характер, темперамент.

 

 

 

 

 

Память как психический  процесс

 

 

 

Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно.

                                             У. Джемс4


Наш психический  мир разнообразен и многообразен. Мы многое можем и умеем, благодаря  высокому уровню развития нашей психики. Мы сохраняем приобретенный опыт и знания, а значит, возможно, психическое  развитие. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или  движение оставляют в нашей памяти след, который может сохраняться  на длительное время и при каких-либо условиях проявляться вновь, и вновь  и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем следующие ее основные механизмы:

  • Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
  • Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
  • Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
  • Забывание – процесс, при котором забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Благодаря памяти человек способен накапливать  информацию, при этом, не теряя прежних  знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

На процессы памяти пытаются воздействовать фармакологическими и физическими факторами. Это  говорит о возможности управления памятью. Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины.5

Субъективные – интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, остановка человека.

Объективные – характер, количество и наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему сохранять, накапливать и использовать хранящиеся в ней знания и навыки.

Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В настоящее  время существует несколько основных подходов классификации различных  видов памяти. Все виды памяти не могут существовать отдельно друг от друга. Они находятся в тесном взаимодействии. Давайте, рассмотрим эти  классификации и взаимодействия. Итак, классификация основных видов  памяти делится:

  • По характеру психической активности, преобладающей в деятельности. И в свою очередь разделяется на двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую.
  • По характеру целей деятельности и делится на произвольную и непроизвольную.
  • По продолжительности сохранения материала, которая в свою очередь делится на долговременную, кратковременную, сенсорная и оперативную.

Рассмотрим  характеристики основных видов памяти:

  • Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций – печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п. Считается генетически первичной.
  • Эмоциональная – формируется одновременно с двигательной, которая представляет собой запечатление пережитых нами чувств. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни каждого человека.
  • Образная – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Существуют пять подвидов образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память.
  • Словесно-логическая – выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью является то, что мысли не существуют без языка. Считается высшим видом памяти, присущим только человеку, – с ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий: чтение, счет и т. п.
  • Непроизвольная – информация запоминается сама собой, без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  • Произвольная – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания.

- Целью запоминания является насколько прочно и надолго человек хочет запомнить.

- Приемы заучивания бывают:

механические дословные – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

логический пересказ – пересказ своими словами, работает логическая память. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти.

- образные приемы – перевод информации в образы, графики, схемы, картинки, работает образная память.

  • Кратковременная – характеризуется кратким сохранением воспринимаемой информации. И только делая усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная память все же поддается сознательной регуляции и может контролироваться человеком. Объем кратковременной памяти индивидуален. Она играет большую роль в жизни человека. А так же имеет значение для организации мышления. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается полезная. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти.
  • Долговременная – способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.
  • Сенсорная - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха. Сохраняются лишь доли секунды, и продлить их возможности не имеет.
  • Оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающая эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей из кратковременной и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Памяти присуши следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

Возможные расстройства памяти:

  • Гиперфункция памяти – когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гиперфункция памяти принимает форму навязчивых воспоминаний.
  • Амнезия – утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию.

Информация о работе Память как психический процесс