Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа
Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В своём трактате «О душе» Аристотель дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования и заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Введение………………………………………………………………………….3
Психология……………………………………………………………..5
Память как психический процесс…………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее логос. Гераклит из Эфеса1 |
Проблемам природы человека, его души и разума уделялось внимание еще в античные времена. До настоящего времени из всех взглядов древних авторов дошли: классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, о структуре личности. Согласно Платону, душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения. Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделения – в брюшной полости. Платон дает такой перечень чувств как гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.2
Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В своём трактате «О душе» Аристотель дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования и заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Средневековые работы о психологии были основаны на вопросах веры и разума. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Анимистическую трактовку души Платоном и Аристотелем средневековые авторы увязывается с христианским пониманием сущности человека. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял – Ибн Сина (Авиценна).
Термин «психология» для обозначения науки о душе, впервые используется в 1590 году Рудольфом Гоклениусом и Оттоном Касманом.
Представители нового времени, например – Декарт, считали, что тело и душа имеют разную природу – и это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.3 Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные и душевные процессы в человеке? Он является основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
Однако
главное имя в истории
Тема моей работы – «Память как психический процесс». Поэтому в данной работе рассмотрим психические процессы и состояния памяти. Дадим характеристику памяти, уделим внимание ее сущности и методам развития, рассмотрим виды и формы памяти.
Моя работа состоит из трех разделов. В первом разделе кратко проследим историю психологии и рассмотрим ее понятия, объект, предмет и задачи психологии. Во втором, основном разделе, рассмотрим, память, как психический процесс. И, наконец, в третьем разделе подведем краткий итог моей работы. При написании данной работы мною были использованы книги таких авторов, как: Малков А.Г., Столяренко Л.Д., Скитяева И.М. и других авторов, а так же электронные ресурсы.
Психология
Психология (от греческого «психе» – душа) – это область научного знания, которая исследует особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека, а также психику животных.
Этапы развития психологической науки:
Задачами психологии является:
Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, которые идут от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают:
Память как психический процесс
Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно. |
Наш психический мир разнообразен и многообразен. Мы многое можем и умеем, благодаря высокому уровню развития нашей психики. Мы сохраняем приобретенный опыт и знания, а значит, возможно, психическое развитие. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти след, который может сохраняться на длительное время и при каких-либо условиях проявляться вновь, и вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем следующие ее основные механизмы:
Благодаря
памяти человек способен накапливать
информацию, при этом, не теряя прежних
знаний и навыков. Память занимает особое
место среди психических
На процессы
памяти пытаются воздействовать фармакологическими
и физическими факторами. Это
говорит о возможности
Субъективные – интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, остановка человека.
Объективные – характер, количество и наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему сохранять, накапливать и использовать хранящиеся в ней знания и навыки.
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
В настоящее
время существует несколько основных
подходов классификации различных
видов памяти. Все виды памяти не
могут существовать отдельно друг от
друга. Они находятся в тесном
взаимодействии. Давайте, рассмотрим эти
классификации и
Рассмотрим характеристики основных видов памяти:
- Целью запоминания является насколько прочно и надолго человек хочет запомнить.
- Приемы заучивания бывают:
механические дословные – работ
логический пересказ – пересказ своими словами, работает логическая память. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти.
- образные приемы – перевод информации в образы, графики, схемы, картинки, работает образная память.
Памяти присуши следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.
Возможные расстройства памяти: