Психический позновательный процесс: память

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной. В своей работе я остановился на рассмотрении одного из психических процессов: памяти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ:
1.ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ.
3.УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ПАМЯТИ.
4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ.
5.ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ В ПРОФЕССИГНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Файлы: 1 файл

!!!Псих!КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 33.27 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

на тему «Психический познавательный процесс: память» 

по предмету 

«Психология и педагогика» 

 СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ :

1.ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ВИДОВ ПАМЯТИ.

3.УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ПАМЯТИ.

4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ.

5.ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ  В ПРОФЕССИГНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Каждая наука в  одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Самостоятельность  любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется  никакой другой научной дисциплиной. При характеристике любой науки  необходимо разъяснить ее теоретические  основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов.

“Психология” - этот термин, образованный от греческих  слов psyche - душа, психика и loqos - знание, осмысление, изучение, то есть имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном  своем значении психология - это  знание о психике, наука, изучающая  ее. Во втором, наиболее распространенном значении, слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.[9,с.21] Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. (приложение 1)

В своей работе я  остановился на рассмотрении одного из психических процессов: памяти.

1.ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ

Память - это совокупность многочисленных процессов в различных  отделах мозга. Память - это партнер  в развитии всех других умственных способностей. Это один из основных познавательных процессов психики, которой занимается наука психология.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, т.к., во-первых, это наука о  самом сложном, что пока известно человечеству, - о психике. Психология как наука возникла только на том уровне культуры, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь? Этот момент был рождением самосознания человечества. Поэтому задачи психологии неизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя, познавая себя, человек себя изменяет. Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношение, цели, его состояния и переживания.

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с  его настоящим и будущим, и  лежащие в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс  запечатления, сохранения и воспроизведения  прошлого опыта.[1,с.10] 

Процессы памяти проявляются на всех уровнях жизни, поэтому память также называют “общеорганической функцией” (Э. Геринг, Р. Земон); она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание.[5, с.55] 
 

Воспроизведение может  быть произвольным и непроизвольным. Припоминание является произвольным воспроизведением и представляет собой активный волевой  процесс, который характеризуется  наличием цели - вспомнить. Непроизвольное воспроизведение происходит как  бы само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени  или в пространстве, иногда также  по сходству и контрасту.[5,с.56] 

Сохранение как  отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением  информации, ее консервированием, но представляет собой динамический процесс, совершающийся  на основе определенным образом организованного  усвоения, переработки материала, его  систематизации. Сохранение может выражаться не только в забывании - в некоторых  случаях последующие воспроизведения  могут оказаться более полными  и точными (явление реминисценции).[12,с.158] 

Выделяют статическое  и динамическое сохранение. Статическое  сохранение имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции или переработке, некоторые детали исчезают, другие изменяются, обобщаются и т.д. Динамическое сохранение характерно для кратковременной  памяти, когда материал изменяется мало. Основная цель этого типа сохранения - удержать материал в памяти для  последующей переработки. 

Единицей, или продуктом  сложной деятельности запоминания, является образ памяти, или представление. Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте.[12,с.160] Образ памяти отличается от образа восприятия тем, что может воспроизводиться в  отсутствие предмета, в то время  как образ восприятия появляется только в результате непосредственного  сенсорного воздействия на периферические рецепторы. Образы памяти обладают меньшей  четкостью по сравнению с образами восприятия, однако имеют высокую  степень обобщенности и по уровню абстракции являются как бы переходной ступенью между ними и единицей мышления - понятиями. 

Представления воспроизводятся  не изолированно, а в связи с  другими представлениями. Эти связи  могут быть 1) ассоциативными; 2) структурными, 3) смысловыми. 

Ассоциативные связи  образуются в результате пространственной или временной смежности явлений, их сходства или выраженного контраста. Наиболее значимыми являются смысловые  связи, и экспериментальные исследования подтверждают большую эффективность  заучивания осмысленного материала  по сравнению с материалом, не организованным по этому признаку. В случае отсутствия смысловых связей материал запоминается ассоциативно, но, кроме того, важную роль играет организация его в  единую структуру, т.е. расчленение  или объединение материала, установление пространственных соотношений, ритмических  групп, разнообразных фигур и  т.д.[8,с.30 ] 

Существенным фактором, влияющим на запоминание, является установка, которая сказывается на продуктивности и длительности сохранения заученного. Установка на длительное запоминание  приводит к лучшему сохранению материала  по сравнению с установкой на краткосрочное  запоминание. Кроме того, на запоминание  влияют эмоциональные процессы: известно, что эффективно окрашенный материал запоминает лучше, чем эмоционально нейтральный. 

Существует ряд  классификаций видов и проявлений памяти. Например, типы памяти выделяются по ведущей модальности, на основе которой  воспроизведение у данного человека наиболее эффективно. Некоторые запоминают лучше зрительную информацию, другие - слуховую или двигательную; в первом случае необходимо видеть запоминаемое, во втором - слышать или ощущать (например, читать текст вслух или записывать его от руки). Эти и другие виды памяти - произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная - можно разделить на уровни, т.е. установить генетическую последовательность их возникновения. Узнавание, например, генетически предшествует свободному припоминанию, двигательная память - образной и словесно-логической и т.д. Кроме того, память различается по 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.[1.с134] 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ВИДОВ ПАМЯТИ.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение  определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для  формирования различных навыков  – практических, профессиональных и др. Признаком хорошей двигательной памяти является, например, физическая ловкость. При выраженном преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается в  первую очередь с точки зрения его двигательного проявления или  состава. Например, музыканту с хорошей  двигательной памятью проще вспомнить  какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии-звукоряда, а  по движениям пальцев во время  исполнения, аппликатуре. Слова могут  запоминаться в плане их артикуляционного состава, т.е. движения, которые совершают  язык и гортань при произнесении слова, поэтому люди с преобладанием  двигательной памяти часто проговаривают  про себя текст, который они собираются запомнить. Если лишить такого человека возможности проговаривать слова  при воспроизведении, например вспомнить нужное слово с открытым ртом, то число ошибок воспроизведения резко возрастает. Этот способ может быть использован для диагностики двигательной памяти.

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение  эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Как известно, эмоция является универсальным индикатором потребностного состояния человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Память сохраняет положительные и отрицательные переживания, связанные с событиями из прошлого. Эти переживания могут побуждать к действию или к отказу от действия, к поиску другого решения. Откладывающаяся в памяти информация о событиях как бы маркируется эмоциями, и от того, какую эмоциональную окраску получило данное событие, зависят особенности хранения его в памяти. Известно, что неприятные эпизоды, вступающие в конфликт с морально-нравственными установками, имеют тенденцию быстро забываться, из памяти могут “исчезнуть” целые годы ничем не примечательной жизни, а счастливые минуты хранятся годами. Подобная избирательность в запоминании, связанная с влиянием эмоций, присуща каждому человеку, однако у людей с преобладанием эмоциональной памяти она выражена особенно сильно. Этот вид памяти лежит в основе способности сочувствовать, сопереживать.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение  образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с  ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Первые два вида обычно хорошо развиты, как правило, преобладают  у большинства людей и играют важную роль в ориентировке в окружающем мире. Осязательную, обонятельную и  вкусовую память можно отнести к  профессиональным видам, так как  они развиваются в связи с  особыми условиями деятельности; обонятельная и вкусовая память дегустаторов, развивающаяся на основе высокой  чувствительности соответствующих  рецепторов, достигает поразительно высокого уровня. В условиях замещения  недостающих видов памяти или  компенсации дефекта, например у  слепых или глухих, также отмечается интенсивное развитие этих видов  памяти.

Для того, чтобы определить, какой вид памяти – слуховая или зрительная, преобладает у испытуемого, можно предложить ему для запоминания список слов, и если количество правильно воспроизведенных слов выше в случае зачитывания списка вслух, значит, ведущая модальность – слух, а вид памяти – слуховая. Если список запоминается лучше при чтении про себя (необходимо исключить скрытое проговаривание!), то преобладает зрительная память. Тот же принцип касается и отвлекающих факторов: человека со зрительной памятью будут сильнее отвлекать картинки и слова на полях текста в качестве сбивающих факторов, что негативно скажется на воспроизведении, а человека со слуховой памятью – шумы и обрывки фраз, используемых в качестве помех при чтении списка слов.

Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем. Содержанием  этого вида памяти являются мысли, которые  не существуют без языка, отсюда и  название вида. Мысли могут быть по-разному переданы с помощью  языка, поэтому они могут воспроизводиться как по смыслу, в свободной передаче содержания, так и с точки зрения их словесного оформления; однако, если при заучивании материала на его  смысл вообще не обращают внимания, то такое запоминание уже нельзя считать логическим. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация  материала, установление связей между  тем, что заучивается и тем, что  уже известно. В отличие от вышеперечисленных  видов памяти (двигательная, образная, эмоциональная), присущих также и  животным, этот вид является специфическим  для человека, развивается на основе остальных трех и затем становится ведущим по отношению к ним. От успешности развития словесно-логической памяти зависит также и успешность развития абстрактного мышления, ей принадлежит  основная роль в усвоении знаний в  процессе обучения. 

3. УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.

 Теория уровней переработки информации была предложена Крэйком и Локхардом в качестве альтернативы структурным теориям. Авторы считают, что правомерно говорить не об отдельных блоках или системах, а об уровнях переработки информации; не существует КП и ДП в виде отдельных структур со своими законами, память подчинена единой закономерности. Входные стимулы, согласно этой теории, подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с сенсорного анализа и заканчивая глубоким и сложным семантическим анализом, в зависимости от характера стимула и времени, отпущенного на его обработку. Эффективность сохранения информации зависит от того, на каком уровне она была обработана, а уровень, в свою очередь, определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта. Если обработка ограничивается стадией сенсорного анализа, то вероятность того, что она будет забыта, весьма велика. По мере того как подключаются более глубокие уровни обработки и увеличивается доля семантического и когнитивного анализа, образуются более прочные следы памяти, которые являются побочным продуктом процесса перцептивной обработки. Поясним процесс поуровневой обработки на примере процесса распознавания слова. На низшем уровне анализируются физические характеристики, например, если слово написано на бумаге, то анализируются линии и углы. На более поздних стадиях стимулы сопоставляются с хранимой информацией – буквы данного слова опознаются по хранящимся в памяти эталонам, на высшем уровне слово может вызвать ассоциации, образы или сюжеты, связанные с прошлым опытом употребления данного слова.

Информация о работе Психический позновательный процесс: память