Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:41, контрольная работа
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной. В своей работе я остановился на рассмотрении одного из психических процессов: памяти.
ВВЕДЕНИЕ:
1.ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ.
3.УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ПАМЯТИ.
4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ.
5.ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ В ПРОФЕССИГНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Крейк и Тульвинг провели серию экспериментов, подтверждающих гипотезу поуровневой переработки информации. Испытуемым предлагалось оценить слова, отвечая на вопросы, связанные с этими словами (измерялось время реакции). Вопросы были трех типов и соответствовали задачам, которые решались на разных уровнях переработки информации. Примеры типичных вопросов (расположены по возрастанию уровня):
Уровень
Вопрос
Структурный Это слово написано прописными буквами?
Фонематический Рифмуется ли это слово со словом “вес”?
Семантический
Подходит ли это слово к следующему предложению:
“Он встретил на улице ...”?
Оказалось, что 1) более
глубокая обработка требует больше
времени, 2) опознание слова возрастает
прямо пропорционально
Таким образом, теория
уровней переработки информации
также имеет экспериментальное
подтверждение. До сих пор окончательный
выбор между двумя теориями не
сделан.
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ.
Решающий шаг в понимании природы памяти человечества был сделан ещё в Древней Греции Аристотелем. В разное историческое время, различными школами психологии были проведены исследования, открыты законы, описаны формы и виды памяти. Например, в 30-е годы XX века ведущие советские психологи - Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической теории, и А.Н. Леонтьев, основатель деятельностного подхода в психологии работали над доказательством перехода от биологической формы памяти к высшим, специфически человеческим. Л. С. Выготский и А.Н. Леонтьев доказали, что основным принципом организации памяти является принцип использования внешних и внутренних средств запоминания и забывания. Человек в ходе культурно-исторического развития выработал специальные приемы, позволяющие ему овладеть собственным поведением, подчинить своим целям биологическую память.[2,с.200]
Классические исследования познавательного процесса: памяти проводили ученые школы конгитивной психологии Дж. Сперлинг, М. Познер и др. Память - есть совокупность процесса приема, трансформации и хранения информации.[10, с.8]
С точки зрения психологии поведения (бихевиоризма) мотивирующим фактором, влияющим на запоминание, является подкрепление. Зависимость запоминания от подкрепления (положительного или отрицательного, т.е. поощрения или наказания) была показана в исследованиях Йеркса и Додсона. В гештальпсихологии исследования взаимосвязи запоминания и мотивации были проведены ученицами К. Левина Б.В. Зейгарник и Г.В. Биренбаум. Влияние на продуктивность запоминания различных мотивов деятельности изучалось в исследовании З.М. Истоминой. Серьёзные работы и исследования принадлежат П.И. Зинченко, А.А. Смирнову, современным психологам А.Р. Лурии (Россия), Д. Гэймону, Р. Клацки (США) и др. [13]
5.ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
Психология профессиональной
деятельности , несомненно, относится
к научно-практическому направлению. В
центре ее внимания трудовые и профессиональные
взаимоотношения людей, индивидуальные
особенности личности работника, характеристика
профессиональной деятельности. Психология
профессиональной деятельности тесно
связана с психологией труда. Психология
труда как область научного знания о труде
и трудящихся изучает условия и разрабатывает
пути и методы решения практических задач,
связанных с трудовой деятельностью, анализом
трудовой деятельности, профессиональными
навыками. Психология профессиональной
деятельности также связана с общей психологией,
экспериментальной психологией, психофизиологией,
организационной психологией, инженерной
психологией, эргономикой, социальной
психологией, психологией управления,
возрастной психологией, юридической
психологией, экономической психологией.
Методы психологии
- это приемы и средства, при помощи
которых происходит получение достоверной
информации, используемой далее для
построения научных теорий и разработки
практических рекомендаций. Методы психологии
основаны на общенаучном принципе объективности
, который обязывает строить систему научного
знания строго в соответствии с психологической
реальностью. Это позволяет снизить влияние
на суждение о психике личных пристрастий,
корпоративной солидарности и низкой
подготовленности тех, кто проводит исследование.
Значение того или
иного психологического метода зависит
от валидности, надежности и трудоемкости
его применения. Валидность метода отражает
его адекватность и действенность, характеризует
точность измерения данным методом, а
также то, насколько психологический метод
адекватен исследуемой проблеме. Проверка
валидности метода называется валидизацией
. Надежность метода связана с постоянством
и устойчивостью результатов, получаемых
при помощи данного психологического
метода. Трудоемкость метода определяется
по уровню сложности его реализации, длительности
подготовки специалистов.
Наиболее распространенными
методами в современной психологии
являются метод наблюдения , метод эксперимента
, опросные методы .
В психологии профессиональной
деятельности указанные методы применяются
в соответствии с задачами профессиональной
диагностики, к которым относятся:
определение уровня
профессионализма;
установление соответствия
человека требованиям профессии
и соответствия профессии запросам
человека;
выявление профессиональных
потенциальных возможностей человека;
помощь конкретному
работнику в использовании его
реальных профессиональных возможностей
для эффективной трудовой деятельности.
Как отмечает А.К. Маркова
: "При осуществлении профессиональной
диагностики важно применять системный
подход (изучать работника целостно), генетический
или динамический подход (изучать работника
в динамике), гуманистический и человекоцентристский
подход (учитывать возможности и запросы
самого человека, исходить из его интересов,
показывать работнику его профессиональные
резервы, потенциальные возможности)".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Принципы
организации памяти человека. - М., 1985.
2. Выготский Л.С.
Собр. Соч., - М., 1982.
3. Гэмон Д. Брэгдом А.
Аэробика для ума. - М., 2004.
4. Годфруа Ж. Что такое
психология. - М., 1992.
5. Клацки Р. Память человека.
Структуры и процессы. - М., 1978.
6. Линдсей Г., Норман
Д. Переработка информации у человека.
- М., 1973
7. Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики. - М., 1981.
8. Найссер У. Познание
и реальность. - М., 1981.
9. Общая психология.
Курс лекций / Под. ред. Е.И. Рогова, -
М., 1995.
10. Солсо Р. Л. Когнитивная
психология. - М., 1998.
11. Хрестоматия по
общей психологии. Психология памяти.
- М., 1979.
12. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. //Вып. IV. Гл. Память. - М., 1970
Информация о работе Психический позновательный процесс: память