Психические процессы внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме внимания принято считать одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Его в жизни человека, определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.

Оглавление

Введение………………………….…………………………………….3
1. Психологические основы внимания…………………………….5
1.1 Понятие и виды внимания…………………………………..………5
1.2 Свойства и методы внимания...…………...…………………………9
2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………….14
2.1 Характеристика внимания детей среднего возраста………...……..14
2.2 Диагностика и методы развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет…………………………………………...………………………..17
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………..32

Файлы: 1 файл

Психические процессы внимания КУРСОВАЯ.doc

— 457.50 Кб (Скачать)
 
 

     Содержание 

Введение………………………….…………………………………….3

1. Психологические основы внимания…………………………….5

1.1 Понятие и виды внимания…………………………………..………5

1.2 Свойства и методы внимания...…………...…………………………9

2. Развитие внимания  в дошкольном возрасте………………….14

2.1 Характеристика внимания детей среднего возраста………...……..14

2.2 Диагностика и методы развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет…………………………………………...………………………..17

Заключение…………………………………………………………..30

Список  использованной литературы……………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблеме  внимания принято считать одной  из самых важных и сложных проблем  психологии. От ее решения зависит  развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Его в жизни человека, определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.

     В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого  содержания не имеет, оно проявляется  как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Оно характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

     Внимание, как и все остальные психические  процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Возникновение и развитие у дошкольника  произвольного внимания является одним  из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

     Воспитание  произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к  школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

     Борьба  с самим собой - суть любых процессов  волевого внимания, а их специфика определяется содержанием противоборствующих сторон. Многие философы и религиозные мыслители видели здесь проявление и разрешение конфликтов между свободой и детерминизмом поведения, духом и телом, высшим и низшим, божественным и животным в природе человека.

     Поэтому область феноменов волевого внимания становилась ареной жарких дискуссий  между идеалистами и материалистами, теологами и учеными. Те и другие считали волевое внимание специфической  способностью человека и отводили ему  если не центральное, то весьма заметное место среди других психических функций.

     В современной зарубежной и отечественной  психологии проблема внимания рассматривается  в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют  его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев). В большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания делает проблему особенно актуальной.

     Авторы  с разным и даже полярным мировоззрением рассматривали развитие функции  внимания как необходимую предпосылку  социализации психики, интеллектуального, личностного и духовного роста человека. Так, известный теолог и философ Н.Мальбранш писал :"Внимание интеллекта - это естественная молитва, благодаря которой мы получаем просветление разума…".

     Целью курсовой работы является: изучение психических условий развития внимания детей дошкольного возраста

     Из  этого следуют задачи:

  1. Изучить психологические основы внимания
  2. Выявить развитие внимания в дошкольном возрасте

          Объект курсовой работы: психические процессы развития внимания дошкольников

         Предмет исследования: внимание детей дошкольного возраста

         При решении поставленных задач применялись следующие методы: исследование психолого-педагогической литературы и наглядные методики для развития внимания детей.

            Теоретическая значимость: заключается в возможности использования материалов исследования для разработки различных технологий формирования психических процессов дошкольников и включает в себя положения, раскрывающие вопросы педагогических исследований,

труды авторов: Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Рубинштейн С.Л., Тихомирова Л.Ф., Выготский Л.С., Лурия А.Р., Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. , Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Мухина В.С, Леонтьев А. Н., Немов Р. С., Урунтаева Г.А., Волков Б.С., Волкова Н.В., Гавриков  К.В.,  Глазачев  О.С.,  Бердникова  Т.К., Гоноболин Ф.Н., Осипова  А.А.,  Малашинская  Л.И., Фесюкова Л.Б.

      Курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психологические основы внимания

1.1 Понятие и основы внимания

     Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности  и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление  в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

     Внимание  обычно не считают особым психическим  процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

     Нельзя  быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

     Внимание  имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным[1].

     Внимание  может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти  виды внимания отличаются друг от друга  только по своей сложности.

Вид внимания Условие возникновения Основная характеристика Механизм
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая  более или менее устойчивый интерес  личности
Произвольное Постановка 

(принятие)

 задачи

Направленность  в соответствии с задачей. Требует  волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)
Послепроизвольное Вхождение в  деятельность и возникающий в  связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая  возникший в процессе данной деятельности интерес
 

     Бывают  случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности[2].

     Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

     - интенсивность раздражителя;

     - качество раздражителя;

     - повторение;

     - внезапность появления объекта;

     - движение объекта;

     - новизна объекта;

     - согласие с наличным содержанием  сознания.

     Произвольность  внимания развивается вместе с формированием  его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

     Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

     - первичное внимание, вызванное разнообразными  раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;

     - вторичное внимание - сосредоточенность  на одном объекте, несмотря  на наличие других (дифференциация);

     - постпроизвольное внимание, когда  объект удерживается во внимании  без специальных усилий.

     Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными  особенностями действующих в  данный момент объектов без намерения  быть к ним внимательным. Возникновение  непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

     Причины возникновения непроизвольного  внимания[3] :

     - объективные особенности предметов  и явлений (их интенсивность,  новизна, динамичность, контрастность);

     - структурная организация (объединенные  объекты воспринимаются легче,  чем беспорядочно разбросанные);

     - интенсивность объекта - более  сильный звук, более яркий плакат  и т. д. скорее привлекает  к себе внимание;

     - новизна, необычность объектов;

     - резкая смена объектов;

     - субъективные факторы, в которых  проявляется избирательное отношение  человека к окружающему;

     - отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание, прежде всего).

     Основная  функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

     В зависимости от внутренних условий  выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

     Детерминанты  вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку  научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя  и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер[4].

     Вторая  разновидность непроизвольного  внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта  субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этой мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

     Третью  разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.

Информация о работе Психические процессы внимания