Психические процессы внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме внимания принято считать одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Его в жизни человека, определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.

Оглавление

Введение………………………….…………………………………….3
1. Психологические основы внимания…………………………….5
1.1 Понятие и виды внимания…………………………………..………5
1.2 Свойства и методы внимания...…………...…………………………9
2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………….14
2.1 Характеристика внимания детей среднего возраста………...……..14
2.2 Диагностика и методы развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет…………………………………………...………………………..17
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………..32

Файлы: 1 файл

Психические процессы внимания КУРСОВАЯ.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

     Чувство напряжения - характерное переживание  процессов внимания данного вида. Акты собственно волевого внимания совершаются  вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное, внимание обеспечивают личностные инстанции, связанные с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, отвлеченными идеями и широкими схемами мысли, установками на самопознание, совершенствование и приближение к идеалу [12].

     Активное  торможение и отвержение отвлечений переживаются здесь в форме чувства  усилия как компонента сложного состояния  борьбы мотивов. Развитию умений и навыков  такого неэгоистического (морального) внимания служит множество техник религиозной практики. В повседневной жизни указанные формы волевого внимания встречаются нечасто.

     Следующая разновидность произвольного внимания - внимание выжидательное. Его значение и специфика исследовались преимущественно  в области психологии восприятия; в ситуациях, когда испытуемый предупрежден о появлении объекта и должен заранее подготовиться к его опознанию. Некоторые авторы отрицали существование такой формы внимания; другие же, напротив, утверждали, что именно при отсутствии объекта восприятия самостоятельный статус и определенная функция внимания могут быть установлены и показаны наиболее убедительным и ярким образом. Волевой характер выжидательного внимания человека проступает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых задач на бдительность, когда испытуемому приходится отвечать как можно быстрее на каждое из сравнительно редких и кратковременных появлений малозаметной цели. Мучительное усилие и напряжение выжидательного внимания совершаются кратковременными толчками или волнами, каждая из которых продолжается не более нескольких секунд. В паузах между ними наступает или полное бездействие, или переход к непроизвольному вниманию - привычному при благоприятных условиях и невольному при отвлечениях.

     Особенно  важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого в спонтанное внимание. Процесс и результат этого перехода У.Гамильтон описывает следующим образом:

     "Начинать  всегда нелегко, что особенно  верно в случае интеллектуального  усилия. Когда мы обращаем внимание  на какой- то предмет, то первое время нас продолжают занимать десятки мыслей о других вещах. …Как бы ни был велик интерес к новому объекту, последний станет безусловным фаворитом только тогда, когда вольется в интегральную часть прежнего знания, установленных ассоциаций мыслей, желаний и переживаний. Но это дело времени и привычки…" [13].

     В описаниях других авторов также  подчеркивается, что волевое внимание является лишь промежуточной, переходной стадией на пути к более продуктивной форме произвольного внимания.

     "...Роль  волевого усилия заключается  в том, чтобы вызвать заинтересованное  внимание и уступить ему место.  Это похоже на то, как мы  встряхиваем часы и повторяем  это, пока не получится достаточного  толчка, и не установится самостоятельный  ход механизма", - пишет Дж.Сёлли.

     Ту  же идею высказывает Дж.Стаут и, дополнительно, говорит о том, к чему может  привести работа волевого внимания, если по ходу знакомства с изучаемым предметом  интерес к нему так и не появится. "Когда это происходит, периоды  сосредоточения становятся постепенно более продолжительными, пока необходимость в сознательном усилии совершенно не прекратится. Так, функция произвольного внимания в таких случаях заключается в том, чтобы создать внимание спонтанное. …Произвольное внимание принадлежит одновременно и к области интеллекта, и к области практического воления. Оно есть "поведение ума" и, подобно внешнему поведению, подчинено моральному закону. В морали интеллектуальной основной добродетелью является терпение" [14]. 
 

2. Развитие внимания  в дошкольном возрасте 

2.1 Характеристика внимания  детей дошкольного возраста

     В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую  область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.

     Освоение  назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, ас другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

     В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она «формулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

     При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры  внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

     Развитие  речи влечет за собой появление элементов  произвольного внимания. Взрослый может  руководить им. Слово выступает как  средство организации внимания[15].

     И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

     Выделим особенности развития внимания в  раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, а также действии с  ними, на которых сосредоточивается ребенок;

     - малыш сосредоточен на выполнении  несложных инструкций взрослого,  на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

     - под влиянием речи у ребенка  начинают складываться предпосылки  для развития произвольного внимания;

     - внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

     В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет[16].

     Развитие  внимания дошкольника связано с  тем, что изменяется организация  его жизни, он осваивает новые  виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит  дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, какой красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

     Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

     Укажем  особенности развития внимания в  дошкольном возрасте:

     - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

     - складываются элементы произвольности  в управлении вниманием на  основе развития речи, познавательных  интересов; 

     - внимание становится опосредованным;

     - появляются элементы послепроизвольного  внимания.

     Внимание - это важнейшее качество, которое  характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. [17]

     Маленький объем внимания - это невозможность  сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

     Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять  внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

     Недостаточная избирательность внимания - ребенок  не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая  необходима для решения поставленной задачи.

     Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с  выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку). Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

     Недостаточная произвольность внимания - ребенок  затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

     Подобные  недостатки не могут быть устранены  фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий  с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

     Такая работа должна вестись по двум направлениям:

     1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства  внимания: объем, распределение,  концентрацию, устойчивость и переключение.

     2. Использование упражнений, на основе  которых формируется внимательность  как свойство личности. Обычно  причина глобальной невнимательности  заключается в ориентации детей  на общий смысл текста, фразы,  слова, арифметической задачи  или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. 

2.2 Диагностика и методы развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет

     Предлагаемые  задания для диагностики развития внимания можно использовать и в  качестве развивающих упражнений для  занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для  оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий. Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

Информация о работе Психические процессы внимания