Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
Проблеме внимания принято считать одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Его в жизни человека, определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.
Введение………………………….…………………………………….3
1. Психологические основы внимания…………………………….5
1.1 Понятие и виды внимания…………………………………..………5
1.2 Свойства и методы внимания...…………...…………………………9
2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………….14
2.1 Характеристика внимания детей среднего возраста………...……..14
2.2 Диагностика и методы развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет…………………………………………...………………………..17
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………..32
По новым местам!
Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними проигрывают.
Упражнение “Лампы” 5-8 лет
Цель: развитие внимания.
Материал: распечатанный бланк методики.
Инструкция: на основе только зрительного прослеживания линий, требуется отыскать соответствующую каждому выключателю лампу[18].
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВНИМАНИЯ
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
Слушаем тишину
Предлагается
всем послушать тишину, а потом
определить, кто и что услышал
в тишине[14].
Заключение
Нами рассмотрены понятия "внимание, произвольное внимание", изучены основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к механизму формирования произвольного внимания, диагностика и методы развития внимания детей дошкольного возраста.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что внимание – это общий термин, употребляющийся в отношении аспектов избирательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при отвлечении от других.
Внимание отечественные и зарубежные исследователи чаще всего определяют как направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете и явлении. На сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Оно может быть осознанным, когда какие-то элементы стимула активно отбираются из общего количества воздействий, хотя, вообще говоря, мы явно не сознаем те факторы, которые заставляют нас воспринимать только какую-то малую часть общего массива стимула.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности — практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают, раскрыта сущность и прослежена динамика развития произвольного внимания у детей[22].
Последовательность основных этапов развития детского внимания так, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:
Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конец
первого года жизни. Возникновение
ориентировочно-
Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
Четыре с половиной-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
Качественно высокий уровень
развития внимания в старшем
дошкольном возрасте
Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребенка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличии трудностей на пути ее достижения. Сознательное преодоление трудностей, требующее волевых усилий, строится на сохранении цели в течение всего периода ее достижения.
Произвольное
внимание формируется благодаря
тому, что взрослые включают ребенка
в новые виды деятельности и при
помощи определенных средств направляют
и организуют его внимание. Руководя
вниманием ребенка, взрослые дают ему
те средства, с помощью которых он впоследствии
начинает сам управлять своим вниманием.
Список
использованной литературы:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Учебникдля студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: «Питер», 2001
3. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
5. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
6. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.
7. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999.
8. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
9. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М., 1950.
10. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.
11. Немов Р. С. Психология: В 2 тт. – М., Просвещение, 1995.
12. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Прайм-Еврознак, М., 2005 г.
13. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
14. Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., Просвещение, 1988.
15. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1979.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия"
17. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М.,
2002 г.
18. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1974 г.
19. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.
20. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.
21. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-
педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. Волгоград, 1988 г.
22. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.
23. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.
24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А Панько. Минск, 1997 г.
25. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
26. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.
Харьков, Ростов
- на – Дону «Феникс», 1997 г.