Эмоции и чувства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат

Краткое описание

Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Оглавление

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9

СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15

Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18

Оценка ответов. 19

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.docx

— 90.60 Кб (Скачать)

Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который  уже начинает давать крен.

Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... - таковы

типичные  картины стрессовой ситуации.

Сверхсильные  раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения

(учащение  пульса, повышение содержание сахара  в крови и т. д.) -организм

подготавливается  к интенсивным действиям. В ответ  на сверхтрудную обстановку

человек реагирует  комплексом защитных реакций.

Стрессовые  состояния неизбежно возникают  во всех случаях угрозы для жизни

индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным

пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый  синдром часто возникает и  в ситуациях, опасных для престижа

человека, когда  он боится опозорить себя проявлением  трусо­сти,

профессиональной  некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,

может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса  введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил

стресс как  совокупность адаптационно-защитных реакций  организма на воздействия,

вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2)

сопротивление; 3) истощение.

     Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия

центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются

нарушенные  психические функции.

     Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется

возникновением  устойчивости к действию стрессоров. При их длительном

воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,

зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели

организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса.

Если физиологическими стрессорами являются крайне небла­гоприятные физические

условия, вызывающие нарушение целостности организма  или его функций (очень

высокие и  низкие температуры, острые механические и химические воздействия),

то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди

оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта

людей, их жизненной  позиции, нравственных оценок, способности  адекватно

оценивать ситуации и т. п.

Характер  стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора

данным человеком, но и от умения реагировать на него опре­деленным образом.

Человек способен научиться адекватному поведению  в различных стрессовыхситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.),

использовать  средства психологической защиты.

Выход из стрессового  состояния связан с адаптационными возможностями

конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных меха­низмов, его

способностью  к выживанию в крайне тяжелых  обстоятельствах. Это зависит от

опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных

качеств - силы нервной системы.

В преодолении  стресса проявляются два поведенческих  типа личности -

интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие

преимущественно на помощь других людей. В стрессовом пове­дении выделяются

также тип "жертвы" и тип "достойного поведения".

Остро негативная форма стресса - дистресс опасен для жизни, но при австрессе

("хорошем"  стрессе) отрабатываются адаптационные  механизмы индивида.

Особую разновидность  стресса составляет "стресс жизни" - острые

конфликтные состояния личности, вызванные стратегически  значимыми социальными

стрессорами - крах престижа, угроза социальному  статусу, острые межличностные

конфликты и т. д.

При социально  обусловленном стрессе резко  меняется характер коммуникативной

деятельности  людей, возникает неадекватность в  общении (социально-

психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать

стрессогенными (скандалы, ссоры).

Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные

индивиды  становятся способными на бесчеловечные, антигу­манные действия -

жестокость, мстительность, агрессивность и  т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в

малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное

непризнание роли руководителя, нетерпимость к  личностям партнеров.

Так, перед  угрозой разоблачения распадается  связь между членами преступной

группы, возникает  внутригрупповая "грызня", члены группы начинают искать

индивидуальные  выходы из конфликтной ситуации.

Возможен  и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации - индивид направляет

свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления

жизни" в  мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

     межличностного статуса.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее

влияние - дистресс (от англ. distress - горе,

истощение). Для формирования адаптивного поведения  человека необходимо

накопление  опыта его пребывания в трудных  ситуациях, овладение способами  выхода

из них.

Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление

жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические

резервы организма  нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях;

необходимо  адекватно оценивать встречающиеся  на жизненном пути трудности и

правильно определять место и время для  генеральных жизненных "сражений".

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях  длительного пребывания

индивида  или социальной общности в условиях нормативной неопределенности,

затяжного ценностного противоборства, разнонаправ-ленности социально значимых

целей, интересов  и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной

группы. При  этом снижается уровень внутригрупповой  соли­дарности, возникает

межличностная разобщенность, эгоцентрическая замкнутость  отдельных индивидов.

Ситуация  становится взрывоопасной.

     Устойчивость к стрессу может  специально формироваться. Существует  ряд

приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в  критических ситуациях.

Стрессовые  ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае

человек некоторое  время находится в предстрессовом состоянии. В это время он

может принять  меры с целью соответствующей  психологической защиты.

Одним из таких  приемов является рационализация надвигающегося

отрицательного  события, его всесторонний анализ, снижение степени его

неопределенности, вживание в него, предварительное  привыкание к нему,

устранение  эффекта внезапности.

Можно снизить  психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих

личностную  значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует  прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных

последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее.

Реальность  же может быть легче ожидаемых  кризисных ситуаций.

Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со

временем  стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть своим тревожным

эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-

нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким

сильным, что он как бы пережил свою смерть, И после этого уже не испытывал

страха, владел собой в самых рискованных  ситуациях.

Стресс следует  отличать от аффекта. 

  Аффективные  состояния могут проявляться  в различных формах. Рассмотрим

некоторые из них.

     Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность,

выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник

как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро

приближающихся  объектов, всего того, что может  повредить целостность организма.

Многие из врожденных страхов сохраняются  и у людей, хотя в условиях

цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая

эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при  этом лицо принимает

масковидное выражение.

В большинстве  случаев страх вызывает сильный  симпатический разряд: крик,

бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во

рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса,

повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять

нейросекрет, который стимулирует гипофиз  на выделение 

адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический

синдром страха).

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания,

потеря результатов  длительного труда, унижение достоинства  и т. п. - вызывают

те же физиологические  симптомы, что и биологические  источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в  аффект, - ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх),

оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством

Информация о работе Эмоции и чувства личности