Эмоции и чувства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат

Краткое описание

Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Оглавление

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9

СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15

Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18

Оценка ответов. 19

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.docx

— 90.60 Кб (Скачать)

адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная

буря").

В состоянии  ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его

оборона может  быть чрезмерной, несоизмеримой с  реальной опас­ностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает  к безусловно-

рефлекторным  ответным действиям, основанным на инстинкте  самосохранения.

Поэтому такие  действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую  от

более сильного лица. Если же угроза опасности исходит  от более слабого лица, то

реакция может  приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

В состоянии  гнева человек предрасположен к  мгновенному, часто импульсивному

действию. Чрезмерно  повышенное мышечное возбуждение при  недостаточном

самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева

человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые

действия.

Страх и  гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в

меньшей степени  эмоционального напряжения.

     Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) -

конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом

надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями  на пути достижения

высокозначимых целей.

Фрустрация  часто связана с агрессивным  поведением, направленным против

фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации

(невозвратимости  потерь) может возникнуть глубокое  депрессивное состояние, 

связанное со значительной и продолжительной  дезорганизацией психики (ослабление

памяти, способности  к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить

причины такого состояния. Поэтому в состоянии  фрустрации человек ищет какие-

либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более

ранним стадиям  психического развития (регрессирует).

    

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА 

     Чувства - эмоциональная форма  отражения социально значи­мых явлений. Они

вызываются  соответствием или отклонением  тех или иных обстоятельств от

параметров  жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с  удовлетворением биологических

потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны  с лично­стными, социально

значимыми ценностями.

Чувства - базовые  эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически

обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере

интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в

чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и

состоит в  переводе социально значимых явлений  в эмоциональную сферу

индивида. Дефекты  социализации - несформированность базовых чувств индивида,

его ситуативная  зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого  индивида есть

доминирующие  чувства, определяющие его личностную направлен­ность. Они

регулируют  различные сферы взаимодействия человека с дей­ствительностью.

Иерархия  чувств определяет мотивационную сферу  личности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

     Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -

чувства, возникающие  в практической деятельности. Еще  Аристотель говорил,

что видов  чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам

достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в

труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу

труда, ибо  в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует

себя, свои психические и физические возможности.

Особенно  эмоциональны те виды труда, которые  связаны с творчеством, поиском

нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение

трудового процесса. В труде человек удовлетворяет  свои потребности; в труде

сформировалось  его чувство радости в связи  с достижением цели: Устремленность

человека  к значимым для него целям неизбежно  сопряжена с его соответствующим

эмоциональным состоянием.

     Нравственные чувства - эмоциональное  отношение личности к своему  поведению и

поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия

социальным  нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном

обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и

несправедливости.

Совокупность  выработанных данным обществом правил и норм поведения называется

моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их

реализация - нравственностью.

Нравственные  чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции -

"нравственный  закон внутри нас". Поведение  человека формируется и

модифицируется  через формирование его доминирующих нравственных чувств, его 

сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они  могут подстраивать под

себя и  доводы разума.

Между сознанием  и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить

нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств".

Нравственный  человек - не человек, боящийся плохого  поступка, а человек,

испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность  не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

Нравственность  свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить

всех к  соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые

социальные  отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать  на себя свои человеческие

обязанности. Нравственное поведение не может  быть основано только на системе

внешних запретов, оно порождается гаммой положительных  нравственных

установок личности. Человек может стать  ангелом только в свободном полете. В

условиях принуждения он может стать дьяволом.

Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она формируется в

гуманных  условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной

ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих  свой социальный

долг.

     Чувство долга - это осознание  и принятие человеком соци­альных

обязанностей. Чувство долга соотносится с  чувством совести и чести.

     Совесть - способность личности  к нравственному самокон­тролю,

критерий  ее нравственного самосознания.

     Чувство чести - повышенная эмоциональная  чувствительность по

отношению к тем сторонам поведения, которые  наиболее зна­чимы для данного

общества  в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести  и чести составляют основу

социально адаптированного поведения. Все  эти нравственные чувства связаны  с

повышенным  самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные  решения, принимаемые в трудных  ситуациях, - это утверждение

индивидом своей человеческой сущности.

     Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий)

- восприимчивость  к прекрасному в окружающей предметной и социальной

среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений,

художественное  достоинство произведений искусства  -один из основных

показателей психической развитости индивида, его  способности дифференцировать

прекрасное  и безобразное, возвышенное и  низменное.

Сущностная  особенность человека состоит, в  частности, и в его способности

созидать  и воспринимать мир в соответствии с эталоном пре­красного.

Прекрасное  как эстетическая ценность отличается от нравст­венных и

теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно свя­зано с

непосредственно чувственным отражением соответствия действи­тельности ее высшим

эталонам.

Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы

видим жизнь  такою, какой она должна быть по нашим  понятиям. Человек способен

отражать  меру совершенства вещей - правильность, гармоничность,

целесообразность  их формы, изящество в звуковых, цвето-световых и пластических

отношениях, наслаждаться этой гармонией.

Эстетические  чувства формируются в значительной мере средствами искусства.

Искусство - образное отражение сущностных сторон действи­тельности -

рассчитано  на способность человека понимать символическое  отображение

идеализированной  действительности. Опираясь на воображение, искусство

расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования

идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной

деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед

за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является

Информация о работе Эмоции и чувства личности