Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат
Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
боль, жажду, голод и всевозможные влечения.
Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но
это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют
эмоции.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и
усиливают то направление действия, результативность которого наиболее
значима и вероятна.
Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в содружестве
с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она
обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и
субъективного в психической деятельности человека.
Введение
1. Аффекты
Собственно эмоции.
Чувства.
2. Эмоции и эмоциональная система.
Эмоции как система.
Ограничения эмоциональной системы.
Степени свободы эмоциональной системы.
3. Причины вызывающие эмоции.
Активация эмоций нервной системой.
Причины эмоций.
4. Выражение эмоций.
Мимическое выражение эмоций.
Пантомимика, выражение эмоций голосом.
Межкультурные различия в выражении эмоций.
Взаимозависимость эмоций и их выражения.
Вывод.
Список используемой литературы.
Введение.
У человека
эмоции порождают переживания
Даже так
называемые низшие эмоции (эмоции голода,
жажды, страха и т.п.) являются у человека
продуктом общественно-
К эмоциональным,
в широком смысле, процессам в
настоящее время принято
1. Аффекты.
Аффектами
называют в современной психологии
сильные и относительно кратковременные
эмоциональные переживания, сопровождаемые
резко выраженными
Одна из
особенностей аффектов состоит в
том, что они возникают в ответ
на уже фактически наступившую ситуацию
и в этом смысле являются как бы
сдвинутыми к концу события; в
связи с этим их регулирующая функция
состоит в образовании
Другое свойство
аффектов состоит в том, что повторение
ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное
аффективное состояние, ведет к
аккумуляции аффекта, которая может
разрядиться в бурном неуправляемом
аффективном поведении - "аффективном
взрыве".
При сильных
аффектах (испуг, большая радость, гнев,
страх) обычный ход ассоциаций нарушается,
сознание бывает охвачено одним представлением,
с которым связана эмоция, все
другие исчезают, возникновение новых
представлений, не связанных с эмоцией,
тормозиться. Дальнейшее течение процессов
неодинаково. При радости после
первоначального "замирания" наступает
наплыв множества представлений, находящихся
в связи с обстоятельством, вызвавшим
аффект. При страхе, горе, гневе возникшие
вначале представления остаются
в сознании на долгий срок. Аффект может
разрешаться в бурных действиях
и в столь сильных изменениях
со стороны кровообращения и дыхания,
что это иногда приводило к
обмороку; наблюдались даже случаи
мгновенной смерти. Человек с достаточно
развитыми процессами торможения, несмотря
на нарушение течения
Собственно
эмоции.
В отличие
от аффектов, собственно эмоции представляют
собой более длительные состояния,
иногда лишь слабо проявляющиеся
во внешнем поведении. Они имеют
отчетливо выраженный ситуационный
характер, т. е. выражают оценочное личностное
отношение к складывающимся или
возможным ситуациям, к своей
деятельности и своим проявлениям
в них. Собственно эмоции носят отчетливо
выраженный идеаторныи характер; это значит,
что они способны предвосхищать ситуации
и события, которые реально еще не наступили,
и возникают в связи с представлениями,
о пережитых или воображаемых ситуациях.
Их важнейшая особенность состоит в их
способности к обобщению и коммуникации;
поэтому эмоциональный опыт человека
гораздо шире, чем опыт его индивидуальных
переживаний: он формируется также в результате
эмоциональных сопереживаний, возникающих
в общении с другими людьми, и в частности
передаваемых средствами искусства.
Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первые воспринимаются субъектом как состояния моего "я", вторые - как состояния, происходящие "во мне". Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни, появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.
Чувства.
Более условным
и менее общепринятым является выделение
чувств как особого подкласса
эмоциональных процессов. Основанием
для их выделения служит их отчетливо
выраженный предметный характер, возникающий
в результате специфического обобщения
эмоций, связывающегося с представлением
или идеей о некотором объекте
- конкретном или обобщенном, отвлечённом
например, чувство любви к человеку,
к родине, чувство ненависти к
врагу и т. п.
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме - обобщениями - объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые обряды и социальные акты. Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и , имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.
2. Эмоции
и эмоциональная система.
Современные теории признают особую роль отдельных эмоций в жизни человека. Исследователи, занимающиеся прикладной психологией — инженерной, педагогической или клинической, — так или; иначе приходят к пониманию специфичности отдельных эмоций. Люди, с которыми они работают, испытывают именно счастье, гнев, страх, печаль или отвращение, а не просто “эмоцию”. Современная практика отходит от использования таких общих терминов, как “эмоциональная проблема”, “эмоциональное нарушение” и “эмоциональное расстройство”. Психологи пытаются анализировать отдельные аффекты и аффективные комплексы и воздействовать на них как на различные мотивационные феномены в жизни индивида.
Эмоции как
система.
Современная
теория представляет эмоциональные
элементы как систему, так как
они взаимосвязаны и
Противопоставление
не всегда означает отношение
взаимного исключения— “либо-
Есть и
другие факторы, которые помогают определить
эмоции как систему. Так, все эмоции
имеют некоторые общие
Ограничения
эмоциональной системы.
Томкинс обнаружил,
что существуют определенные врожденные
ограничения эмоциональной системы и
они, в свою очередь, влияют на степень
детерминированности поведения человека.
В то же самое время свобода присуща самой
природе эмоций и эмоциональной системы
(а) Эмоциональную
систему по сравнению с
(б) Эмоции,
привязанные к влечениям и
возникающие лишь благодаря им,
ограничены в свободе, например, как в
случае, когда радость вызывается только
едой.
(в) Существуют
ограничения эмоциональной
(г) Память
о прошлой эмоциональном опыте накладывает
другое ограничение на эмоциональную
свободу. Яркие эмоциональные переживания
прошлого, представленные в памяти и в
мыслях, могут сдерживать или, наоборот,
побуждать человека.
(д) Другое ограничение
свободы эмоций может налагаться природой
объекта эмоции, как, например, в случае
безответной любви.
(е) Эмоциональное
общение ограничено своего
(ж) Другой
фактор, ограничивающий эмоциональное
общение, — сложные