Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат
Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.
Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно- пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.
Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными.
Эмоционально-фригидные
типы - люди холодного рассудка. Их эмоциональные
проявления минимальны, они не способны
проникаться эмоциональным
Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Однако и владение эмоциями - одно из достоинств человека.
Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко переносятся теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень храбрый человек, вставший в гордую позу и с воинственным видом принявший вызов противника, - уже победитель своей робости.
Смелый человек
не лишен чувства страха - он одарен
властью над страхом. Владение своими
чувствами - не подавление, а включение
их в сложную систему
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
"Эмоции
и чувства связаны с различным
функциональным состоянием
Эмоции как
генетически обусловленная
Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.
Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.
Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.
В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи (5. – 325 с.).
Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры "агрессивности и успокоения". Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал "центр успокоения" (3. – 67 с.).
Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий.
Предполагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полушария мозга.
Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.
Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.
В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.
Связь эмоций
с изменением деятельности желез
внутренней секреции давно была эмпирически
установлена и даже использовалась
у некоторых народов в
Так, в Древнем
Китае подозреваемый во время судебного
разбирательства держал во рту горсть
риса. Если после прослушивания обвинения
он вынимал рис сухим, то считался виновным:
сильное эмоциональное напряжение вызывает
прекращение деятельности слюнных желез.
СВОЙСТВА
И ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Эмоции и
чувства различаются в
(положительные
и отрицательные), глубины, интенсивности
и продолжительности влияния
на деятельность.
В качественном
своеобразии эмоций и чувств выражается
то, как относится человек к
соответствующему явлению. В зависимости
от того, насколько значима отражаемая
в эмоциях и чувствах действительность,
различаются глубокие и неглубокие
эмоции и чувства.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthenos - сила) и астенические.
Стенические
чувства побуждают к активной деятельности,
мобилизуют силы человека. Так, чувства
радости или вдохновения стимулируют
человека к энергичной деятельности. Астенические
эмоции расслабляют человека, парализуют
его силы.
В структуре
деятельности можно выделить базовые
эмоции, определяющие цели деятельности,
ее стратегические направления, и производные
от них операциональные эмоции.
Базовые эмоции
определяют направленность жизнедеятельности
индивида, а операциональные - его отношение
к различным условиям деятельности, реальным
достижениям. То, что содействует достижению
цели, вызывает положительные эмоции,
то, что препятствует, - отрицательные.
Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации - они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.
Производные
эмоции определяют наиболее эффективные
направления в достижении поставленной
цели, наиболее значимые для этого
средства и условия.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха-неуспеха.
Эмоция успеха
усиливает исходные побуждения к
цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда
и дезорганизует деятельность. Все
возможные проявления радости, восторга,
удовольствия, с одной стороны; огорчения,
расстройства, стресса и аффекта - с другой,
представляют собой модификации базовой
эмоции успеха - неуспеха.
Человек способен
эмоционально предвосхищать свои возможные
успехи и неуспехи. Это устраняет
ненужные пробные действия. Человек
обобщает опыт своих удач и неудач,
радостей и огорчений. Он всегда способен
с определенной мерой достоверности
определить, "стоит ли игра свеч".
В экстремальных ситуациях
Таким образом,
все эмоции выстраиваются по вектору
биологической или социально
обусловленной значимости различных
явлений для данного индивида.
По содержательному
своеобразию эмоции подразделяются
на следующие виды: 1) эмоциональный
тон ощущения; 2) эмоциональный отклик;
3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные
состояния: стресс, аффект, фрустрация;
5) высшие эмоции - чувства.
Различные
ощущения (запахи, цвета, звуки и
т. д.) являются для нас приятными,
нейтральными или неприятными. Эмоциональный
тон ощущения - это наше отношение
к качеству ощущения, психическое
отражение потребностных свойств объекта.
Нам приятен запах цветов, шум морского
прибоя, цвет неба при закате солнца, но
неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным
раздражителям возникает даже органическое
болезненное отвращение - идиосинкразия
(например, к звукам, издаваемым скрежещущим
по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное
отношение к жизненно важным воздействиям
передается по наследству. Это позволяет
уже при первой встрече организма
с вредоносным объектом отреагировать
на него. Эмоциональный тон различных
воздействий, закрепляясь в памяти,
включается затем в различные
восприятия и представления.
Эмоциональная
память, эмоциональный опыт человека
играют существенную роль в тех случаях,
когда надо действовать в условиях
дефицита понятийной информации.
Эмоциональный
отклик - оперативная эмоциональная
реакция на текущие изменения
в предметной среде. (Вы увидели красивый
пейзаж -возникает эмоциональный отклик).
Эмоциональный отклик определяется эмоциональной
возбудимостью человека, его эмоциональным
тонусом. Одним из видов эмоционального
оклика является синтония - сопереживание
эмоционального состояния других людей
- важнейшее социальное качество человека.
Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.
Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха.
Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.
Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства.
Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.
Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют.
Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации.