Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат
Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Степени свободы
эмоциональной системы.
Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: “Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы”. Хотя большинство людей не достигает точности в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.
Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.
Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.
Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности).
Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.
Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.
Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.
Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления.
Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными — отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции.
Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов привязанности. (Именно трансформация эмоций, а не влечений, связывается с фрейдовским понятием сублимации.)
Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой ориентации или возможных альтернатив реакций. Согласно Томкпнсу, “то, что вызывает положительные эмоции, обычно имеет самоподкрепляющее действие; и ситуации и объекты, которые вызывают положительные эмоции, широко распределены в пространстве”
3. Причины вызывающие
эмоции.
Эмоциональная
система редко функционирует
в полной независимости от других
систем. Некоторые эмоции или комплексы
эмоций фактически всегда появляются
и взаимодействуют с
Активация
эмоций нервной системой.
Активация
представляет собой изменения в
нервной системе, которые порождают
эмоциональный процесс, сопровождающийся
в своей кульминации
Томкинс доказал,
что нервная активация всех эмоций может
быть описана с помощью принципа плотности
нервного возбуждения. Он показал, что
некоторые эмоции постоянно проявляются
при повышении нейронной стимуляции, некоторые
— при ее уменьшении, а некоторые — при
достижении, ею устойчивого уровня.
Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.
Причины эмоций.
В дополнение
к проблеме активации встает вопрос
о причинности эмоций в более
общем смысле: что же детерминирует
эмоцию? Какие внутренние и внешние
явления и условия вызывают изменения
в нервной системе, ведущие к
возникновению эмоции?
Три типа взаимоотношений
субъекта и окружающей среды и
пять типов индивидуальных процессов,
влияющих на нейронную активацию
эмоции, представлены в следующем
списке.
А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:
Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа.
Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс).
Спонтанное
восприятие, или активность, присущая
воспринимающей системе.
Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:
Память (как активная, так и испытанная).
Воображение.
Образное и предвосхищающее мышление.
Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности.
Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.
4. Выражение
эмоций.
Возникновение
эмоционального процесса приводит к
формированию новых форм реагирования.
Иногда эмоциональные реакции бывают
бурными и внезапными, возникая почти
сразу после действия возбуждающего
агента. Такая эмоция принимает форму
аффекта.
Но эмоции
могут формироваться и
В дальнейшем
появляются организованные изменения
в поведении. Сначала это могут
быть преимущественно "сопутствующие"
экспрессивные изменения, позднее
эмоциональный процесс
Эмоция, получившая
достаточную силу и организованность,
приобретает способность
в форме выразительных движений,
в форме эмоциональных действий,
в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,
в форме
определенного отношения к
Мимическое
выражение эмоций.
Исследование
мимического выражения эмоций началось
более 100 лет назад. Одним из первых
возник вопрос: почему у человека в
эмоциональном состоянии
Классической
попыткой ответить на этот вопрос была
теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе
"Выражение эмоций у человека
и животных" (1872). Дарвин выдвинул
гипотезу, согласно которой мимические
движения образовались из полезных действий.
Другими словами, то, что сейчас является
выражением эмоций, прежде было реакцией,
имевшей определенное приспособительное
значение. Мимические движения, возникшие
из преобразованных полезных движений,
представляют собой либо ослабленную
форму этих полезных движений (например,
оскаливание зубов при гневе является
остаточной реакцией от использования
их в борьбе), либо их противоположность
(например, расслабление мышц лица - улыбка,
выражающая приветливость, является противоположностью
напряжения мышц, характерного для враждебных
чувств), либо прямое выражение эмоционального
возбуждения (дрожь - это следствие напряжения
мышц при мобилизации организма, скажем,
для нападения).
Согласно
Дарвину, мимика обусловлена врожденными
механизмами и зависит от вида
животных. Отсюда следует, что мимические
реакции должны быть тесно связаны
с определенными эмоциями. Установление
таких связей сделало бы возможным
распознавание эмоций по мимическому
выражению. Оказалось, что теория Дарвина
верна лишь отчасти, так как мимическое
выражение не полностью детерминировано
врожденными факторами. Об этом свидетельствуют
многочисленные наблюдения и экспериментальные
данные. Множество исследований было
посвящено выяснению того, способен
ли человек и в какой мере правильно
распознавать мимические реакции других
людей. В этих исследованиях использовалось
три вида материала: рисунки мимических
реакций, фотографии изображения эмоций
актерами и фотографии спонтанного
выражения эмоций.
В экспериментах,
проведенных Борингом и Титченером,
испытуемым показывали рисунки с вариантами
мимического выражения. При предъявлении
этих вариантов испытуемым каждый из них
казался вполне естественным. Однако,
когда нужно было назвать эмоцию, соответствующую
этим изображениям, мнения оценивающих
обнаружили довольно большие расхождения;
так, лицо, которое должно выражать, по
мнению авторов, презрение, описывалось
такими понятиями, как упрямство, рассеянность,
неодобрение, пренебрежение, отвращение;
большинство (34% испытуемых употребили,
однако, определение "презрение".
Аналогичное
исследование было проведено с фотографиями
актеров, изображавших различные эмоции.
Лангфелд установил, что число правильных
оценок чувств, которые хотел изобразить
актер, составляет от 17 до 58%, то есть не
выше, чем число правильных оценок профилей
Пидерита.
Шлосберг предположил,
что отдельные формы мимического выражения
не являются качественно особыми и их
можно представить в виде некоторого континуума,
построив шкалу мимического выражения.
Попытки Лэндиса
установить, какие группы мышц участвуют
в выражении отдельных эмоциональных
состояний, дали отрицательные результаты.
Вопреки ожиданиям оказалось невозможным
найти мимику, типичную для страха, смущения
или других эмоций (если считать типичной
мимику, характерную для большинства людей).
Следует подчеркнуть,
что типичные мимические корреляты
не были найдены не только для ситуаций,
которые классифицировались как
вызывающие страх, смущение и т. д., но
и для тех эмоциональных
Представление
о том, что по выражению лица можно
судить об испытываемых человеком эмоциях,
верно, если оно относится к
Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора :
врожденные видотипичные мимические схемы сответствующие определенным эмоциональным состояниям;
приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств подлежащиё произвольному контролю;