Эмоции и чувства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:14, реферат

Краткое описание

Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Оглавление

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9

СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15

Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18

Оценка ответов. 19

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.docx

— 90.60 Кб (Скачать)
ify">Удовольствие  сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств. 

Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем  или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства  у нас укрепляются любовь и  уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний

(жизненных  невзгод, неприятностей) может  привести к аффекту, очень сильной  реакции по поводу внешне незначительного  события. В результате суммации  чувств повышается эмоциональная  чувствительность к тем или  иным событиям.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом  в другой деятельности. 

Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении  одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

В ряде случаев  эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.

Эмоции и  чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства  выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их та Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести  и печали, юмора и веселья.

Печаль или  уныние сопровождаются расслаблением  скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

Иное выражение  эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в  спокойном состоянии.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой  части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные  факторы. Работа правого полушария  выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно  увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более  проконтролированным левым

("рациональным") полушарием.

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые  у наших далеких предков имели  биологическое значение - использовались для нападения или защиты: оскал  зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они

- механизм  общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять  друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

Мимика человека воспитывается социальной средой и  служит средством адаптации к  ней. Человек путем непроизвольного  подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения  печали, страха, надежды, гнева, ненависти  и любви, принятые в данном социуме.

Эмоционально  выразительные движения лица служат первым средством общения между  матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению  их лица. Выразительные движения придают  живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения  иногда более явно, чем слова.

Подавление  внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает  свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие" (2. - 919-920 с.)

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное  состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения  даже в структуре волевого действия.

Высшие эмоции органически включаются в волевую  регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается  эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим  эмоциям. Человек действует, превозмогая  боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция  поведения недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют  эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление  действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в содружестве с разумом. Волевая  регуляция не снимает эмоциональной  регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в  психической деятельности человека.

1.1.Определение  эмоций и чувств.

 Если  в восприятии, ощущениях, мышлении  и представлениях отражаются  многообразные предметы и явления,  их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости,  то в эмоциях и чувствах  человек проявляет свое отношение  к содержанию познаваемого.

 Чувства  и эмоции зависят от особенностей  отражаемых предметов. Между человеком  и окружающим миром складываются  объективные отношения, которые  становятся предметом чувств  и эмоций.

В эмоциях  и чувствах проявляется также  удовлетворенность или неудовлетворенность  человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

 Чувства  и эмоции не существуют, вне  познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности  и влияют на ее протекание.

  Своеобразие  эмоций и чувств определяется  потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями  его воли, характера. С изменением  какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

 Мир чувств  и эмоций очень сложен и  многообразен. Тонкость его организации  и многогранность выражения нередко  не осознаются самим человеком.  Сложность психического анализа  испытываемых чувств объясняется  также тем, что отношение к  предметам и явлениям зависит  от той познавательной деятельности  или волевой активности, которую  проявляет личность. 

1.2.Основные  функции чувств и эмоций. 

Регулятивные  механизмы эмоций могут снимать  избыток эмоционального возбуждения  или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко  потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую  боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять  такое психическое состояние  крайне опасно, в то же время снять  его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Исследования  психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев  знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный  настрой и поведение личности.

 Голосовая  и мимическая сигнализация настраивают  на определенный стиль общения  с собеседником, создают атмосферу  взаимных контактов. Речевые интонации,  голосовые реакции, мимические проявления—тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.

В далеком  прошлом у животных — предков  человека,— указывал Дарвин, выразительные  движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического  развития человечества изменялись формы  взаимоотношений людей с внешним  миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие  эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют  новое назначение — они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко  учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно  определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается  несоответствие между эмоциями и  формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны  формы их выражения. Накапливая жизненный  опыт, человек очень искусно научается  управлять своими переживаниями  и проявлениями. Нередко приподнятой  веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

 В искусстве  актеров передача переживаний  в выразительных движениях лица  и тела достигает предельной  виртуозности. В воспоминаниях часто  говорят о Ф. И. Шаляпине  как о великом мастере мимики  и жестов, который, пользуясь ими,  создавал яркие сцены. Совершая  первую поездку за границу  и не зная английского языка,  вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор  Иванович однажды обратился к  англичанам — соседям по столику  в ресторане—с небольшим спичем, подражая интонациям английского  языка. Конечно, этот спич не  имел ни малейшего смысла и  содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.

1.3.Основные  качества эмоций и чувств. 

 Протекание  чувств характеризуется динамикой,  фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

 Вслед  за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Любые качественно  разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть  и др.) могут рассматриваться как  положительные, отрицательные или  неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание  возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или  при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при  изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную  или отрицательную эмоцию или  чувство.

Информация о работе Эмоции и чувства личности