Чувства и эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Чувства и эмоции занимают особое место в психической жизни человека. Они обуславливают яркость и полноту восприятия действий, влияют на скорость и прочность запоминания фактов и событий, активизируют или затормаживают процессы познавательной деятельности.
Чувства — переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Оглавление

1. Сущность и функции чувств и эмоций
2. Классификация чувств и эмоций
3. Интенсивность наших эмоций зависит
4. Вывод

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 30.55 Кб (Скачать)

ФГОБУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимирский филиал

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине Психология

 

         Чувства и эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса     

Трещалова Елизавета Павловна    

Факультет Финансово-кредитный    

Специальность бакалавр экономики    

Группа  дневная    

Личное  дело 100.06/120117    

Преподаватель Мануйлов Николай Васильевич     

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012г.

 

 

Сущность и функции  чувств и эмоций

 Чувства и эмоции занимают  особое место в психической  жизни человека. Они обуславливают  яркость и полноту восприятия  действий, влияют на скорость  и прочность запоминания фактов  и событий, активизируют или  затормаживают процессы познавательной деятельности.

Чувства — переживаемые в различной  форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его  жизни, что он познает или делает.

Эмоции — психофизиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие множество видов переживаний человека: от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и оптимистического мироощущения.

В узком значении слова эмоции —  это непосредственное, временное  переживание какого-либо чувства.

Чувства более устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий  в результате специфического обобщения  эмоций, при котором они связываются  с представлением или идеей о  некотором объекте — конкретном или отвлеченном (ненависть к  врагу, чувство любви к другому человеку). В сложных человеческих чувствах эмоции часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности, например, страстная любовь уживается со жгучей ненавистью. В конкретной ситуации чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную значимость для потребностей человека.  Чувства свойственны только человеку, они представляют собой высший продукт культурного развития человека, а эмоции, связанные с удовлетворением физических потребностей, есть и у животных.

Эмоциональная реакция возникает  лишь на то, что входит в круг потребностей и интересов человека. Эмоции появляются лишь тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение потребностей человека. Отсутствие эмоциональности является признаком тяжелого психического заболевания.

Простейшие эмоциональные процессы принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную  основу, приобретают сложно обусловленный  характер, образуя высшие эмоции —  социальные, интеллектуальные, эстетические, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Эмоции обладают множеством функций, среди которых наиболее выделяются 3 основные функции.

  1. Сигнальная (коммуникативная) функция связана с тем, что чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.
  2. Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, они трансформируются в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Например, плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы снять избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление.
  3. Мобилизующая функция способствует поднятию общего тонуса эмоции воодушевления, радости, счастья. В кровь выбрасываются определенные гормоны, которые воздействуют на физиологию человека, вызывая прилив сил. С другой стороны, испытывая страх, вроде не очень позитивную эмоцию, человек может мобилизовать себя на активные действия. Данная эмоция способствует выбросу в кровь адреналина, которые моментально подготавливает организм к активной работе.

 

Классификация чувств и  эмоций

В ходе развития чувства и эмоции дифференцируются и преобразуются  в различные виды, отличающиеся психологическими особенностями  и закономерностями протекания. Чувства и эмоции классифицируются по различным основаниям. 

 Чувства могут классифицироваться по своему содержанию на интеллектуальные, эстетические, моральные.

Интеллектуальные чувства возникают  в процессе познавательной деятельности. Они выражают отношение человека к своим и чужим мыслям, связаны  с радостью познания нового. Таковы чувства удивления, любопытства, сомнения, неуверенности, твердой веры.

Эстетические чувства проявляются  при восприятии художественных, музыкальных  произведений, общении с природой. К ним относятся чувства прекрасного  и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Они выражаются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или пренебрежения.

Моральные чувства выражают отношение  человека к требованиям общественной нравственности. Они связаны с общей направленностью психики человека, его идеалами, традициями. Эти чувства развиваются по мере накопления человеком социального опыта. Нравственные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали. К ним относят чувства совести и справедливости, симпатии и антипатии, уважения и презрения и т.д.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности эмоций можно выделить следующие их виды:

  1.   Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. На настроение влияют весьма различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни (отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всякие противоречия, возникающие на жизненном пути человека).  Настроение человека  в общей степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ.

Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении. Очень часто человек не замечает свое настроение, но иногда оно приобретает значительную интенсивность: накладывает свой отпечаток на умственную деятельность, на особенности движения, даже влияет на продуктивность выполняемой работы.

  1. Аффекты — эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие, связанные с резким изменением жизненно важных обстоятельств.

Аффект характеризуют:

  • связь с текущей ситуацией — отдаленные, воображаемые и вероятные события аффектом не сопровождаются;
  • обобщенность — основной раздражитель «сплавляется» в единый комплекс с сопутствующими, так, что последние только поддерживают аффект. Поэтому успокоить разъяренного человека трудно, можно только «подхлестнуть». Аффект ужаса может поддерживаться случайными вещами, отчего в панике человек мечется в разные стороны;
  • высокая, предельная интенсивность эмоции, признаком чего могут служить резкие физиологические сдвиги и расстройства (спазмы сосудов, эпилептический припадок и т.п.);
  • изменение состояния сознания — обычно наблюдается выраженное в разной степени «сужение» сознания. Разграничивают физиологический и патологический варианты аффекта.

Часто считают, будто аффекты лишены адаптивного значения. Между тем  существует мнение, что опыт аффекта  полезен в том плане, что позволяет ранее распознать аффектогенные ситуации, приготовиться к ним или вовремя «выйти из игры».

  1. Страсть — сильное и стойкое чувство с концентрацией внимания, мыслей и действий на объекте, с которым связано это чувство. Нередко страсть преображает, делает неузнаваемым человека. Она, по замечанию Ларошфуко, «превращает умного в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом». Страсти не бывают плохими и хорошими, они таковы, каковы сами люди.
  2. Апатия — это состояние безразличия ко всему происходящему, подавленность эмоций и чувств и снижение или полное отсутствие интересов и стремлений. Состояние апатии чаще всего развивается на фоне отрицательных эмоций, вызванных крушением надежд или после интенсивной деятельности, не приведшей к желаемому результату.
  3. Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменение мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения человека. В этом состоянии человек испытывает тяжелые, мучительные, отрицательные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние, безысходность. При этом все желания, потребности, влечения, мотивы, волевая активность резко снижены.
  4. Фрустрация — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии. Эффективность деятельности при этом снижается. Фрустрация появляется тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и  самооценки личности, когда оказываются  затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. (У избалованных детей, например, при ограничениях, часто проявляется  фрустрация).

В состоянии фрустрации человек  испытывает особо сильное нервно-психическое  потрясение. Оно раскрывается как  крайняя досада, озлобленность, подавленность. (В романе Достоевского «Преступление  и наказание» типичное проявление фрустрации наблюдается у Екатерины Ивановны после гибели мужа.)

  1. Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатия включает в себя способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: «быть в состоянии эмпатии воспринимать мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь».
  2. Стресс — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Традиционным считается деление  эмоций на положительные и отрицательные.

Когда человеку что-то нравится, возникает положительная эмоция, когда не нравится — отрицательная.

Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на жизненный тонус человека. Для того, чтобы быть здоровым и активным, нужны положительные эмоции.

Отрицательные эмоции тоже необходимы, но в небольшой дозе. Они возникают тогда, когда деятельность человека не дает нужных результатов. Отрицательные эмоции играют роль стимуляторов, заставляя искать новые решения, подходы, методы.

Роль нейтральных раздражителей  такая же, как балластных веществ питания: на их фоне возникают положительные и отрицательные эмоции.

Эмоции способны предвосхищать  ситуации и события, которые реально  еще не наступили. Такое предвосхищение формируется на основе представлений  о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению ситуации. Эмоциональный опыт формируется в результате эмоциональных переживаний, возникающих в общении с другими людьми и восприятии произведений искусства, поэтому он гораздо более широкий, чем опыт индивидуальных переживаний человека.

Интенсивность наших эмоций зависит главным образом

от уровня бодрствования. Действительно, нам гораздо труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце рабочего дня.

Зиллмен и его коллеги, тем не менее, показали, что если уровень активации слишком высок, то ее остаток переносится на последующую эмоцию, которая в результате усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполнили трудную работу, проявили большее сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали.

Точно так же было показано, что  мужчины проявляли гораздо больший  «интерес» к интервьюеру - женщине, особенно если она их расспрашивала  в опасном месте, например на очень высоком подвесном мосту, чем тогда, когда это происходило в обычных условиях или же условия оставались опасными, но интервьюером был мужчина.

Вывод

Эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, они, как и все остальные  психологические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Очень часто понятия «эмоции» и «чувства» используют как равноценные, но на самом деле они обозначают различные психические явления, которые самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

Информация о работе Чувства и эмоции