Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организация и проведение исследования……………………………..……..5
2. Анализ и обсуждение результатов исследования ……………….………….8
3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………16
Выводы…………………………………………………………………………...19
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая исправленная.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса 47 группы

Дугин Р.

 

Научный руководитель:

Щурова Ю.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Организация и проведение исследования……………………………..……..5

2. Анализ и обсуждение результатов исследования ……………….………….8

3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………16

Выводы…………………………………………………………………………...19

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.

Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная или аффективная (память "чувств "), образная и словеснологическая.

На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно.

Таким  образом, остается  актуальным  вопрос  практического изучения  памяти  и  его  особенностей  у  детей с психическим недоразвитием с целью организации и оптимизации образовательного процесса и коррекционно-развивающего воздействия.

Объектом нашего исследования является  память.

Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.

Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.

       Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.

 

 

 

        В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:

  1. Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;
  2. Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.

В исследовании приняло участие 30 испытуемых. Из них 15 испытуемых – дети младшего школьного возраста с нормальным развитием и 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием. Экспериментальное исследование проводилось на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы  № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием

 

  1. Организация и проведение экспериментального исследования

Наше исследование предполагает выявление и сравнение особенностей словесной памяти и опосредованного запоминания младших школьников с нарушенным психическим недоразвитием и с нормальным развитием.

Объектом нашего исследования является  память.

Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.

Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.

       Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.

        В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:

1. Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;

2. Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.

 

 

 

 

 

Описание выборки экспериментального исследования:

   Данное  исследование  проводилось  с  марта  по  май  2013  года  на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы  № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.

В первую группу вошли 15 детей с нормальным психическим развитием, в медицинских картах которых нет каких – либо указаний на недостатки психического развития. Эти дети являются учащимися «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.

Во вторую группу вошли 15 детей  с  диагнозом – психическое недоразвитие. Эти дети являются учащимися «Специальной коррекционной общеобразовательной школы  № 14 VIII вида» г. Орла. В данную группу вошли испытуемые с разными диагнозами: F70, F70.02, F70.07, F70.08, F70.09, F80.88, F98.0, F84.8, F98.0.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы  исследования  были  использованы  следующие  методики:

1) Методика «10 слов»

Цель: Изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.

Параметры анализа:

- скорость запоминания,

- объем кратковременной памяти,

- объем долговременной памяти,

- точность воспроизведения,

- наличие средств для запоминания,

          - объем отсроченного воспроизведения.

Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

 

 

 

2) Методика «Пиктограмма»

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Параметры анализа:

- способность выбрать образ  на подавляющее большинство понятий,

- уровень адекватности (обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),

- “нормальная” упорядоченность  композиции, низкая вариабельность  графических характеристик.

Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ и обсуждение  результатов исследования

 

2.1. Анализ результатов исследования словесной памяти младших школьников с нормой развития

Данные, полученные в группе детей младшего школьного  возраста с нормой развития по методике «10 слов», направленной  на  изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей диаграмме:

Рис №1

Результаты  изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания  в  группе  испытуемых младшего школьного  возраста с нормой развития

Инструкцию дети поняли с первого раза. Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 56 % детей можно отметить высокий уровень скорости запоминания, так как ко второму повторению испытуемые могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 44% детей скорость запоминания и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 cлов детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.

В связи с этим фактом можно говорить о высоком уровне точности запоминания у 56%  и среднем у 44% детей.

Следует отметить, что 60 % детей продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.

Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Наблюдался низкий уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Дети не отвлекались на посторонний шум. В качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание пальцев при воспроизведении ими слов.

Остальные 40 % детей показали средний уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания. Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Следует отметить, что в данной группе детей не наблюдалось низкого уровня по методике.

Уровень отсроченного запоминания соответствует уровню каждого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные, полученные в группе детей младшего школьного  возраста с нормой развития по методике «Пиктограмма», направленной на изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей диаграмме:

Рис №2

Результаты  изучение опосредованного запоминания в  группе  испытуемых младшего школьного  возраста с нормой развития

Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 67 % обследуемых справились с заданием в соответствии с высоким уровнем. Инструкцию каждый ребёнок понял с первого раза, разъяснений в ходе проведения задания не потребовалось. Каждый ребёнок из данной группы смог заучить более 10 слов, что говорит о том, что дети могут логически связать данный им материал. Отмечается скорость рисования рисунка, соответствующая высокому уровню (5-8 сек). Образы, придуманные детьми, лаконично и адекватно символизируют слово, предложенное для запоминания.  Это свидетельствует об адекватности ассоциаций. Исследуя рисунки детей, можно отметить, что обследуемые способны выбрать образ на подавляющее большинство понятий, среди образов преобладают атрибутивные и конкретные. Отмечается высокий показатель адекватности, высока продуктивность запоминания. Наблюдалась низкая утомляемость. Дети мало отвлекались на посторонние шумы.

37 % детей справились с заданием, так же успешно. По всем основным характеристикам, описанным выше, они соответствуют группе детей со средним результатом. Следует отметить, что в данной  группе детей не наблюдалось низкого уровня по методике.

Таким образом, можно сделать вывод, что у группы детей с нормой развития опосредованное запоминание развито в соответствии с возрастной нормой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием

Данные, полученные в группе детей младшего школьного  возраста с психическим недоразвитием по методике «10 слов», направленной  на  изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей таблице:

Рис №3

Результаты  изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания  в  группе  испытуемых младшего школьного  возраста с психическим недоразвитием.

Инструкцию дети поняли с первого раза. Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 25 % детей отмечается высокий уровень скорости запоминания, так ко второму повторению дети могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 30% детей скорость запоминания и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 слов детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.

У 44 % детей отмечается низкий уровень скорости запоминания, так к пятому повторению дети могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов.

Можно отметить, что 20 % детей продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания. Инструкцию обследуемые не поняли с первого раза, вследствие чего им потребовались дополнительные разъяснения в ходе выполнения задания. Работоспособность сохранялась на низком уровне. Наблюдался средний уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Дети часто отвлекались на посторонний шум, поэтому экспериментатору приходилось часто заострять внимание детей на задании. В качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание пальцев и покачивание головой при воспроизведении ими слов.

30 % детей, показавших средний уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, так же не поняли инструкцию с первого раза. Работоспособность сохранялась на низком уровне. 1 ребёнок из данной группы начал отказываться выполнять задание после 3 повторения. Дети часто отвлекались на посторонний шум Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием