Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 08:25, курсовая работа
Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организация и проведение исследования……………………………..……..5
2. Анализ и обсуждение результатов исследования ……………….………….8
3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………16
Выводы…………………………………………………………………………...19
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
«Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием»
Выполнил:
студент 4 курса 47 группы
Дугин Р.
Научный руководитель:
Щурова Ю.Е.
Орел 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Организация и проведение
2. Анализ и обсуждение результатов исследования ……………….………….8
3. Сравнительный анализ результат
Выводы………………………………………………………………
Литература
Приложение
Введение
Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.
Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная или аффективная (память "чувств "), образная и словеснологическая.
На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно.
Таким образом, остается актуальным вопрос практического изучения памяти и его особенностей у детей с психическим недоразвитием с целью организации и оптимизации образовательного процесса и коррекционно-развивающего воздействия.
Объектом нашего исследования является память.
Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.
Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:
В исследовании приняло участие 30 испытуемых. Из них 15 испытуемых – дети младшего школьного возраста с нормальным развитием и 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием. Экспериментальное исследование проводилось на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием
Наше исследование предполагает выявление и сравнение особенностей словесной памяти и опосредованного запоминания младших школьников с нарушенным психическим недоразвитием и с нормальным развитием.
Объектом нашего исследования является память.
Предметом являются словесная память детей младшего школьного возраста.
Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать основные задачи:
1. Выявить уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием;
2. Выявить уровень развития опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим недоразвитием.
Описание выборки экспериментального исследования:
Данное исследование проводилось с марта по май 2013 года на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
В первую группу вошли 15 детей с нормальным психическим развитием, в медицинских картах которых нет каких – либо указаний на недостатки психического развития. Эти дети являются учащимися «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
Во вторую группу вошли 15 детей с диагнозом – психическое недоразвитие. Эти дети являются учащимися «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла. В данную группу вошли испытуемые с разными диагнозами: F70, F70.02, F70.07, F70.08, F70.09, F80.88, F98.0, F84.8, F98.0.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие методики:
1) Методика «10 слов»
Цель: Изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.
Параметры анализа:
- скорость запоминания,
- объем кратковременной памяти,
- объем долговременной памяти,
- точность воспроизведения,
- наличие средств для запоминания,
- объем отсроченного воспроизведения.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
2) Методика «Пиктограмма»
Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.
Параметры анализа:
- способность выбрать образ
на подавляющее большинство
- уровень адекватности (обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),
- “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик.
Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».
2. Анализ и обсуждение результатов исследования
2.1. Анализ результатов исследования словесной памяти младших школьников с нормой развития
Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с нормой развития по методике «10 слов», направленной на изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей диаграмме:
Рис №1
Результаты изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития
Инструкцию дети поняли с первого раза. Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 56 % детей можно отметить высокий уровень скорости запоминания, так как ко второму повторению испытуемые могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 44% детей скорость запоминания и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 cлов детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.
В связи с этим фактом можно говорить о высоком уровне точности запоминания у 56% и среднем у 44% детей.
Следует отметить, что 60 % детей продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.
Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Наблюдался низкий уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Дети не отвлекались на посторонний шум. В качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание пальцев при воспроизведении ими слов.
Остальные 40 % детей показали средний уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания. Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Следует отметить, что в данной группе детей не наблюдалось низкого уровня по методике.
Уровень отсроченного запоминания соответствует уровню каждого ребёнка.
Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с нормой развития по методике «Пиктограмма», направленной на изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей диаграмме:
Рис №2
Результаты изучение опосредованного запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития
Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 67 % обследуемых справились с заданием в соответствии с высоким уровнем. Инструкцию каждый ребёнок понял с первого раза, разъяснений в ходе проведения задания не потребовалось. Каждый ребёнок из данной группы смог заучить более 10 слов, что говорит о том, что дети могут логически связать данный им материал. Отмечается скорость рисования рисунка, соответствующая высокому уровню (5-8 сек). Образы, придуманные детьми, лаконично и адекватно символизируют слово, предложенное для запоминания. Это свидетельствует об адекватности ассоциаций. Исследуя рисунки детей, можно отметить, что обследуемые способны выбрать образ на подавляющее большинство понятий, среди образов преобладают атрибутивные и конкретные. Отмечается высокий показатель адекватности, высока продуктивность запоминания. Наблюдалась низкая утомляемость. Дети мало отвлекались на посторонние шумы.
37 % детей справились с заданием, так же успешно. По всем основным характеристикам, описанным выше, они соответствуют группе детей со средним результатом. Следует отметить, что в данной группе детей не наблюдалось низкого уровня по методике.
Таким образом, можно сделать вывод, что у группы детей с нормой развития опосредованное запоминание развито в соответствии с возрастной нормой.
2.2. Анализ результатов исследования словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием
Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием по методике «10 слов», направленной на изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей таблице:
Рис №3
Результаты изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Инструкцию дети поняли с первого раза. Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 25 % детей отмечается высокий уровень скорости запоминания, так ко второму повторению дети могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 30% детей скорость запоминания и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 слов детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.
У 44 % детей отмечается низкий уровень скорости запоминания, так к пятому повторению дети могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов.
Можно отметить, что 20 % детей продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания. Инструкцию обследуемые не поняли с первого раза, вследствие чего им потребовались дополнительные разъяснения в ходе выполнения задания. Работоспособность сохранялась на низком уровне. Наблюдался средний уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось. Дети часто отвлекались на посторонний шум, поэтому экспериментатору приходилось часто заострять внимание детей на задании. В качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание пальцев и покачивание головой при воспроизведении ими слов.
30 % детей, показавших средний уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, так же не поняли инструкцию с первого раза. Работоспособность сохранялась на низком уровне. 1 ребёнок из данной группы начал отказываться выполнять задание после 3 повторения. Дети часто отвлекались на посторонний шум Нарушений слухового восприятия и внимания не наблюдалось.