Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 08:25, курсовая работа
Цель: выявление особенностей словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организация и проведение исследования……………………………..……..5
2. Анализ и обсуждение результатов исследования ……………….………….8
3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………16
Выводы…………………………………………………………………………...19
Литература
50 % детей, показавших низкий результат,
также не смогли понять
Уровень отсроченного запоминания соответствует низкому уровню у всех детей. Большинство детей не смогли вспомнить больше 4 слов.
Данные, полученные в группе детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием по методике «Пиктограмма», направленной на изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей таблице:
Рис №4
Результаты изучения опосредованного запоминания в группе испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием
Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 6 % (1 ребёнок) обследуемых справились с заданием в соответствии с высоким уровнем. Инструкцию ребёнок не понял с первого раза, потребовались разъяснения перед началом выполнения задания, по инициативе самого ребёнка. Обследуемый смог заучить только 6 слов, что говорит о том, что он не может логически связать данный материал. Скорость рисования рисунка соответствует низкому уровню (20-48 сек). Отмечается низкая возможность выбора образа на абстрактные понятия. Ребёнок не сразу начинал рисовать, перед этим мог долго задумываться (10-20 сек). Исследуя рисунки, можно отметить, что обследуемый способен выбрать образ на подавляющее большинство понятий, среди образов преобладают атрибутивные и конкретные. Отмечается снижение числа атрибутивных и метафорических образов, наблюдаются самые банальные. Однако данные факты не помешали ребёнку удачно воспроизвести 13 слов по своим рисункам.
У детей, показавших средний и низкий уровень, характер выполнения задания совпадает с характером выполнения детей с высоким уровнем.
Испытуемые могли отвлекаться на посторонний шум. Некоторым приходилось напоминать о выполнении задания. Следует отметить, что дети данных групп абсолютно не понимали смысл задания и приступили к выполнению только после 4-5 повторения инструкции.
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Важным этапом нашего исследования является сравнительный анализ полученных данных в группах испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормальным психическим развитием.
Проведя работу по анализу полученных данных по методикам «10 слов», «Пиктограмма» и по итогам наблюдения за детьми в процессе выполнения заданий, можно провести сравнительный анализ двух групп детей.
В следующей таблице представлены данные исследования объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания по методике «10 слов» испытуемыми младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Таблица №1
Результаты исследования объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группах испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Испытуемые с психич. недоразв |
Испытуемые с нормой развития |
Испытуемые с психич. недоразв |
Испытуемые с нормой развития |
Испытуемые с психич. недоразв |
Испытуемые с нормой развития |
20 % |
60 % |
30 % |
40 % |
50 % |
0 % |
Данные результаты позволяют судить о том, что только 20 % детей с психическим недоразвитием показали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, в отличие от 60 % детей с нормальным психическим развитием.
30 % детей с психическим
Отмеченные данные, возможно, объясняются тем, что дети группы с психическим недоразвитием не могут концентрировать своё внимание на выполнении задания. Часто отвлекаются, в отличие от детей с нормальным развитием, а также в силу индивидуальных особенностей диагноза каждого ребёнка.
При наблюдении за поведением детей с психическим недоразвитием во время выполнения задания отмечалась низкая работоспособность. Низкий уровень концентрации внимания, в отличие от их сверстников с нормой развития. Большое количество обследуемых не сразу понимала инструкцию. Наблюдался высокий уровень утомляемости детей с недоразвитием.
Низкий уровень у обследуемых с нормой развития не наблюдался, в отличие от детей группы психического недоразвития.
В следующей таблице представлены сравнительные результаты изучения опосредованного запоминания испытуемыми младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Таблица №2
Результаты опосредованного запоминания в группах испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Испытуемые с психич. недоразв |
Испытуемые с нормой развития |
Испытуемые с психич. недоразв |
Испытуемые с нормой развития |
Испытуемые с психич. недоразв |
Испытуемые с нормой развития |
6 % |
67 % |
47 % |
33 % |
47 % |
0 % |
Анализ данной таблицы показывает, что опосредованное запоминание на высоком уровне доступно только у 6 % обследуемых с психическим недоразвитием. У группы детей с нормой развития, с данной задачей на высоком уровне, справилось 67 %. Средний уровень у обследуемых группы с психическим недоразвитием показали 47%. В группе с нормой развития - 33%. Низкий уровень по данной методике продемонстрировали дети только группы с психическим недоразвитием – 47 %.
При наблюдении за выполнением задания в группе с психическим недоразвитием отмечается снижение числа атрибутивных и метафорических образов, наблюдаются самые банальные. В группе детей с нормой развития данного явления не наблюдалось.
Результаты проведенной методики и наблюдения показали, что дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием в процессе выполнения задания часто отвлекаются, не сосредоточены на своей деятельности, в результате чего увеличивается время выполнения методики и число ошибок. Их нормально развивающиеся сверстники демонстрировали в процессе своей работы высокий уровень работоспособности и сосредоточенности, работали быстро и аккуратно.
На основе проведенного экспериментального исследования можно выделить следующие особенности словесной памяти детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием:
Уровень развития произвольного словесного запоминания детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и нормой развития сильно различен. Результаты методики «10 слов» показывают, что только 20 % детей с психическим недоразвитием показали высокий уровень кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, в отличие от 60 % детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей с психическим недоразвитием показывают низкие результаты в то время как группа сверстников с нормальным психическим развитием не показала ни одного низкого результата.
Анализ показывает, что опосредованное запоминание на высоком уровне доступно только у 6% обследуемых с психическим недоразвитием. У группы детей с нормой развития, с данной задачей на высоком уровне, справилось 67%. Средний уровень у обследуемых группы с психическим недоразвитием показали 47%. В группе с нормой развития - 33%. Низкий уровень по данной методике продемонстрировали дети только группы с психическим недоразвитием – 47%.
Опираясь на полученные данные можно сделать вывод о том, что недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о том, что наше предположение относительно того, что недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания, подтвердилось
Список литературы:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989
2. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: Учебное пособие для студентов вузов / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2003
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – М.: Издательство ЛГУ, 1988
6. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2002. – 816 с.