Изучение мотивации учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мотивация
1.1 Сущность мотивации……………………………………………………..4
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности………………………..7
1.3 Выводы …………………………………………………………………...16
2. Мотивация учебной деятельности
2.1 Виды мотивов учебной деятельности…………………………………..18
2.1 Эмпирическое исследование………………………………………….....26
2.3 Выводы ………………..………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

мотивация УД.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

 

    Для обработки результатов  использовался U-критерия Манна-Уитни. Сравнивались шкалы приобретение  знаний и получение диплома (табл. № 2), овладение профессией и получение диплома (табл. № 3) с целью выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов и их специфику.

  Таблица № 3 Сравнение шкал  «Приобретение знаний» и «Получение  диплома».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приобретение знаний

2,4

9

9

7,2

5,4

6

9,6

7,2

7,2

6,6

Получение диплома

10

3

10

10

7,5

10

7,5

1,5

10

7,5


 Результаты:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

2,4

1

10

18,5

2

9

13,5

3

2

3

9

13,5

10

18,5

4

7,2

9

10

18,5

5

5,4

3

7,5

12

6

6

4

10

18,5

7

9,6

15,5

9,6

15,5

8

7,2

9

7,2

9

9

7,2

9

7,2

9

10

6,6

5,5

6,6

5,5

Сумма

83

 

127


 

Результат: UЭмп = 28

Критические значения

Uкр

p≤0.01

p≤0.05

19

17


Ось значимости:

 

   Полученное эмпирическое  значение Uэмп(28) находится в зоне незначимости. Это может говорить о том, что мотив получения диплома  не является смыслообразующей функцией в учебной деятельности испытуемых, но понимается студентами как результат получения знаний.

 Таблица № 4Сравнение шкал  «Овладение профессией» и «Получение  диплома»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Получение профессии

4

6

10

8

10

8

7

5

5

5

Получение диплома

10

3

10

10

7,5

10

7,5

1,5

10

7,5


Результаты:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

4

2

10

17,5

2

6

6

3

1

3

10

17,5

10

17,5

4

8

12,5

10

17,5

5

10

17,5

7,5

11

6

8

12,5

10

17,5

7

7

8

9,6

14

8

5

4

7,2

9,5

9

5

4

7,2

9,5

10

5

4

6,6

7

Сумма

88

 

122


 

Результат: UЭмп = 33

Критические значения:

UКр

p≤0.01

p≤0.05

19

27


Ось значимости:

 

 


   Полученное эмпирическое значение Uэмп(33) находится в зоне незначимости.

Это может говорить о том, что в структуре мотивации учебной деятельности у испытуемых смыслообразующими  мотивами являются все три мотива тесно связанных между собой (мотив на получение знаний, мотив на получение профессии, мотив на получении диплома). Они обеспечивают целенаправленность, концентрацию усилий испытуемых на решение учебных задач, влияют на успешность их учебной деятельности.

  Но нам бы хотелось рассмотреть отдельно испытуемого, у которого имеются низкие показатели по шкалам.

  В ходе исследования с целью выявить структуру мотивации учебной деятельности  у испытуемого М.С.Н. были выявлены следующие показатели, по шкале мотив на получение знаний – 2,4 из 12 (низкий), на получение профессии – 4 из 10 (ниже среднего), на получение диплома 10 из 10 (высокий). Можно предположить, что учебная деятельность обусловлена внешними мотивами, что влияет на отношение к ней, снижает активность, ответственность за ее результат. По нашему мнению, испытуемый, возможно, выбрал не ту профессию, либо имел неправильное представление о ней. Следует отметить, что максимальный бал был выявлен по шкале мотив на получение диплома, что может подтверждать нашу гипотезу и говорит о том, что для испытуемого важно получение высшего образования.

 

Выводы

   Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.

Пути становления и особенности мотивации для каждого человека индивидуальны и неповторимы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, целью нашего исследования было изучить мотивацию учебной деятельности. Предметом исследования являлась мотивация учебной деятельности, под которой мы понимаем процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

В ходе исследования перед нами стоял рад задач: раскрыть сущность мотивации, выявить особенности мотивации учебной деятельности, виды мотивов УД, экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности.

Данные задачи реализовывались в несколько этапов, первым из которых был анализ научной литературы по теме исследования. Следует обратить внимание на то, мотивация учебной деятельности рассматривается в большей степени в  возрастной психологией. Это послужило некоторой трудностью для нас.

Следующим этапом был подбор диагностического инструментария и проведение эмпирического исследования. В качестве методического инструментария использовался опросник, включающий 50 суждений. Целью, которого являлось выявить структуру мотивации УД .

Третьим этапом был сбор информации (тестирование), с использованием выбранной нами методикой, в котором принимали участие 10 студентов.

В ходе исследования нами было выявлено, что ведущими мотивами учебной деятельности  студентов являются получение диплома, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

 

Библиографический список

 

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности,- М.: Мысль, 1976,- 158с.
  2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М., 1972. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
  3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992. – 376 с. 
  5. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
  6. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - 2.
  7. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы, - Питер, 2000,512с.
  8. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1989. - С. 5 – 13.
  9. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический журнал, 1996, Т. 17, М. С. 134-140.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
  11. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
  12. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
  13. Маркова А.К., Формирование мотивации учения, - Владимир, 1970, 129с.
  14. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
  15. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии, 1976, №6,- С.54-68. 
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб Питер., 1999.
  17. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. (отрывки из рукописи) // Методологические и теоритические проблемы психологии.- М.: Наука, 1969,- С.348-374.
  18. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. – 136 с 
  19. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2000.
  21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.
  22. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1992.

Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности