Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:30, курсовая работа
Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мотивация
1.1 Сущность мотивации……………………………………………………..4
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности………………………..7
1.3 Выводы …………………………………………………………………...16
2. Мотивация учебной деятельности
2.1 Виды мотивов учебной деятельности…………………………………..18
2.1 Эмпирическое исследование………………………………………….....26
2.3 Выводы ………………..………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………..34
Эти уровни познавательных
мотивов могут обеспечивать
Все эти познавательные
мотивы обеспечивают
Вторая большая группа
мотивов – социальные мотивы
– также распадается на
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы связаны
с широкой потребностью
Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что они работают только на «положительном подкреплении»).
Иногда позиционный
мотив проявляется в
Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Мы считаем, что творческие мотивы тоже имеют место быть в представленной классификации. Наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми. Эти творческие мотивы могут воспитываться не только в разных формах внеклассной работы – в кружках, факультативах, но и в ходе работы на уроке.
Перед нами встал вопрос, какие мотивы – познавательные или социальные – имеют наибольшую общественную ценность? Мы еще вернемся к тому, что для гармонически развитой личности необходимо сочетание разных мотивов, сейчас же отметим, что и познавательные и социальные мотивы могут иметь как коллективистическую, так и узкоиндивидуалистическую, даже эгоистическую направленность.
Так, познавательный мотив
обеспечивает
Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело. Но можно представить себе и другой случай. У школьника сформированы социальные мотивы, но только в одном их выражении – в желании добиваться приоритета среди товарищей, стремиться к престижной профессиональной работе, связанной с материальным благополучием. Такие социальные мотивы также приводят к эгоистической направленности и ущербному развитию личности в целом.
Таким образом, не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности ученика и ее направленность.
Обратимся к более подробному рассмотрению того, насколько различными по качеству могут быть и познавательные и социальные мотивы учения. Можно выделить две группы психологических характеристик этих мотивов.
Первая группа мотивационных
характеристик – их называют
Содержательными
I) наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика, т. е. придает его учению личностный смысл;
2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения человека. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой—личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость для ученика, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности. Если тот или иной мотив не оказывает реального влияния на ход учения, хотя человек может назвать этот мотив, психологи говорят о «только знаемых» (А. Н. Леонтьев) мотивах учения. Чаще всего «знаемые» мотивы сообщаются учащемуся взрослыми – учителем, родителями, а реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения его в различные виды деятельности;
3) место мотива в общей структуре мотивации.
Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим
или второстепенным, подчиненным.
4) самостоятельность
5) уровень осознания мотива. Далеко не всегда люди умеют осознавать свои мотивы, эта способность может и не возникнуть на уровне средней школы. Но иногда школьники, особенно подросткового возраста, не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, или прикрываясь безразличием к учебной работе, или выдавая вымышленные мотивы за подлинные;
б) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий. Приведем описанные в литературе уровни интереса по его локализации:
«Узловой вопрос, – писал С. Л. Рубинштейн, – это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность».
Если есть различия
в содержании мотивов, то существуют
и особенности их форм. Они
образуют динамические
1. Первой и важнейшей
Приведем описанные в
литературе уровни
Интерес может быть ситуативным
Интерес становится относительно устойчивым, связанным с определенным кругом предметов, заданий.
Интерес достаточно устойчив и проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.
2. Другой особенностью формы
проявления мотивов является их
эмоциональная окраска, модальность. Психолог
3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т. д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т. д. Все особенности протекания мотивов связаны с их содержательными особенностями – действенностью, доминированием среди других мотивов.
В этом параграфе мы
определили мотивы учения
2.1 Эмпирическое исследование
Целью нашей исследовательской работы стало изучение мотивов учебной деятельности, а именно выявить структуру мотивации учебной деятельности.
Выборка однородна в
Методический инструментарий
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в определенное количество баллов. Итоговые показатели по трем шкалам получают суммированием всех баллов.
Результаты исследования
Таблица 1
№ |
Ф.И.О исп. |
Шкалы | |||||
Получение знаний |
Получение профессии |
Получение диплома | |||||
1 |
М.С.Н. |
2,4 |
4 |
10 | |||
2 |
М.А.А |
9 |
6 |
3 | |||
3 |
В.М.И. |
9 |
10 |
10 | |||
4 |
Х.А.А. |
7,2 |
8 |
10 | |||
5 |
П.А.О. |
5,4 |
10 |
7,5 | |||
6 |
Ч.Е.А. |
6 |
8 |
10 | |||
7 |
П.А.А. |
9,6 |
7 |
7,5 | |||
8 |
Л.И.В. |
7,2 |
5 |
1,5 | |||
9 |
И.Т.Д. |
7,2 |
5 |
10 | |||
10 |
Г.А.А. |
6,6 |
5 |
7,5 | |||
Σ=69,6 |
Σ=68 |
Σ=77 |