Исследование процедуры рассуждения через исключение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить процесс рассуждения через исключение.
Задачи:
Изучить теоретическую базу;
Подобрать методики, применяемые в исследованиях процедуры рассуждения;
Проанализировать групповые и индивидуальные результаты решения задачи.

Файлы: 1 файл

курсовая работа тамара2.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность нашего исследования заключается в следующем: в основном процессом рассуждения занимается логика, устанавливающая типы рассуждений, необходимые условия для их существования, критерии истинности-ложности. Но мыслит не мышление, а субъект с его индивидуальными, личностными и социальными свойствами, поэтому изучение рассуждения в конкретных психологических исследованиях приобретает особую важность.

Сравнение результатов  группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению - в этом заключается противоречие. Имеющиеся экспериментальные результаты показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются в присутствии других людей. В группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшение индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы. Однако при правильной организации  - возможно не только повышение групповых трезультатов, но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач.

Проблемами мышления занимались многие психологи. Тихомиров О.К.-написал много трудов, посвященных мышлению в частности работы по эвристическому мышлению в области интеллектуальной деятельности и автоматизации деятельности., Выготский Л.С.- изучал проблемы соотношения речи и мышления и его труды такие как «Мышление и речь», Теплов Б.М. исследовал ум и волю; а также его классические психологические работы по способностям и одаренности. Брушлинский А.В. с книгой «Мышление и общение», Гальперин П.Я. и его теория формирования умственных действий. Леонтьев А. Н. и его деятельностная теория. Рубинштейн С. Л. - внес самый крупный вклад в развитие теории мышления; выделил мышление из практической деятельности, связал с чувственным познанием, исследовал мышление развернутым во времени. Нельзя не отметить и вклад сделанный в изучение проблем детского мышления Ж.Ж.Пиаже.

Цель данной работы – изучить процесс рассуждения через исключение.

Объектом является мышление, предметом – процедура рассуждения через исключение.

Методологическая  основа - теории мышления Л.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна.

Гипотеза – человек, добивающийся решения той или иной задачи использует процедуру рассуждения через исключение.

Задачи:

    • Изучить теоретическую базу;
    • Подобрать методики, применяемые в исследованиях процедуры рассуждения;
    • Проанализировать групповые и индивидуальные результаты решения задачи.

Методы и  методики исследования: методики: «Перевод с русского языка на язык суахили» и «Король и трое заключенных».

Экспериментальная база: СОШ №72, 11 Б класс, 13 человек, 16-17 лет.

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования процедуры рассуждения  через исключение

 

    1.  Понятие мышления. Мыслительный процесс

 

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет  ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени. Все это возможно благодаря процессу мышления [15, с. 262]. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования [19, с. 178]. Под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

В формировании развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов у разных авторов могут варьировать. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее [11, с. 142].

Развитие мышления ребенка  происходит постепенно. Поначалу оно  в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале  не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.

В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (последовательные ступени интеллектуального развития). Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью [19, с. 179]. Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Ребенок учится делать умозаключения [19, с. 180]. Наглядно-действенный вид мышления есть и у взрослых, встречается в быту (применяют при перестановке мебели) и, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Этот вид мышления ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения предметов, а не как отражение существенных свойств предметов). Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию [12, с. 453]. Взрослые также используют наглядно-образное мышление, оно позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе не видны (изображение атомного ядра, внутреннее строение земного шара).

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. В то же самое время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая не может отразить всей глубины понятия, но позволяет не отрываться от реального мира [15, с. 287].

В своем становлении  мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его  мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как нечувствительность к противоречиям, синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции [19, с. 182].

Понятийное мышление приходит не сразу, а через ряд  промежуточных этапов. Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах. Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте. Эти сдвиги выражаются в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций. Эти мыслительные операции еще недостаточно обобщены, мышление детей младшего школьного возраста является понятийно-конкретным. Однако они овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости, у них развивается словесно-логическое мышление. В среднем и старшем школьных возрастах ученикам становятся доступны более сложные познавательные задачи, мыслительные операции обобщаются, формализуются, расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению. Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, где каждая предыдущая стадия подготавливает последующие.

Мыслительный процесс  – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия  задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями  и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.д.)

Мыслительный процесс  является активным, целеустремленным волевым актом. Разрешение задачи требует  значительного волевого усилия для  преодоления встающих перед мышлением трудностей. Сознательная целенаправленность существенно характеризует мыслительный процесс. Осознание стоящей перед мышлением задачи определяет всё течение мыслительного процесса. Это своеобразная система сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Мышление сопоставляет, соотносит каждую мысль, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризует проверка, критика и контроль. Привилегией мысли как сознательного процесса является возможность осознать ошибку. Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях. Выражаются обобщения в понятиях - специфическом содержании мысли. Понятия при этом, не выступая в изолированном виде, они функционируют в единстве с наглядными моментами представлений и с речью, которая, вместе с тем является неким слуховым или зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс. Они включаются в виде образных представлений, в виде схем и в виде слов. Словами оперирует понятийное мышление, так как оно является словесным. Мыслительный процесс включает в себя слабо и сильно обобщенные образы-представления. Как отвлеченное значение слова, так и наглядный образ могут быть носителями смыслового содержания и значения.

Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление [16,с319].

Образ, как и образ  предмета, имеет семантическое содержание. Воспринимаемый или представляемый субъектом образ фигурирует как правило, в связи определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Выполняя семантические функции и включаясь в мыслительный процесс, образ сам интеллектуализируется. Обобщенное значение образа преобразует чувственное содержание мыслительного процесса, на передний план выступают черты связанные с его значением, побочные выносятся на задний план. Результатом становится восприятие образа как более совершенного носителя мысли. Переход от представления к схеме является последним этапом интеллектуализации образа. Схема играет значительную роль. Мы не всегда мыслим в развернутых словесных формулировках, мысль зачастую опережает слово. Когда мысль работает очень быстро, мы как бы намечаем место мысли в некоторой системе и затем передвигаем её. Случай оперирования мыслью на основе некой схемы способствует лишь предвосхищению нами в нашем сознании еще не развернутой системы мыслей. Основываясь на такую схему, мы можем оперировать лишь наметками, не обременяя саму мысль деталями. При быстром мышлении человек мыслит именно так. Но основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Мышление в понятиях – преимущественно словесное мышление. Слово - форма существования мысли, его непосредственная данность. Значение слова, его обобщение, представляет собой акт мышления. Процесс мышления протекает в сложном сочетании наглядно - образного содержания представлений. Вербальное обозначение содержания мышления при этом выходит за пределы непосредственной наглядности. Преимущество слова заключается в том, что чувственно – наглядная составляющая слова имеет только лишь значение семантического содержания. Только из-за этого она может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Как правило, кто - либо начинает замечать слова как звуковые образы только лишь в случае непонимания их значения. В силу этого слово наиболее подходящее средство обозначения интеллектуального содержания мысли.

Информация о работе Исследование процедуры рассуждения через исключение