Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить процесс рассуждения через исключение.
Задачи:
Изучить теоретическую базу;
Подобрать методики, применяемые в исследованиях процедуры рассуждения;
Проанализировать групповые и индивидуальные результаты решения задачи.
Итак, делая вывод можно сказать, что процессы рассуждения играют значительную роль в процессах мышления. Их главной целью является обеспечение понимания правил решения поставленных задач. Выделяют индуктивные, дедуктивные и гипотетические виды рассуждений.
Рассуждение через исключение
есть форма дедукции, состоящая в
том, что делается заключение об истинности
утверждения путем
Трудность формирования гипотезы, исходя из контрпримера, может рассматриваться как иллюстрация трудности при подобном способе рассуждений.[ 14, с.124]
Когда ищется свойство, определяющее класс, и если при этом известно, что объект не может иметь двух цветов (синего и желтого), то, в случае если объект является «синим» и про него известно, что он не принадлежит к классу, можно заключить не только, что «синий» не является гипотезой, совместимой с этой информацией, но также и то, что «желтый» является гипотезой совместимой. Когда существует только две возможности — «синий» и «желтый», если одна («синий») исключается, то можно без дополнительной информации сделать заключение в пользу другой возможности.
Это рассуждение встречается редко у детей до 7-8 лет, даже в наиболее благоприятных случаях, таких, где ясно эксплицировано только две возможности события. Сделать такое заключение намного труднее, если две возможности суть пропозиция и ее отрицание. На лингвистическом уровне это выражается в трудности понимания двойного отрицания.
Между истиной и ложью нет симметрии: ни с точки зрения лингвистической, ни с точки зрения когнитивной. С лингвистической точки зрения отрицание пропозиции предполагает, что что-то может считаться за истину. С когнитивной точки зрения, как говорит Пиаже, имеется примат истины над ложью.
Это отсутствие симметрии выражается в трудности рассуждения, состоящего в доказательстве пропозиции путем отсылки к тому, что отрицание этой пропозиции ведет к противоречиям.
Менее естественный характер рассуждения через отрицание проявляется, в частности, в том, что многие логические головоломки основаны на этом принципе: надо дедуцировать истинное утверждение, исходя из ложных.
Испытуемым предлагаются две методики, основанные на использовании процедуры исключения: перевод с русского языка на язык суахили (суахили — один из наиболее распространенных языков народов Африки) и головоломку о короле и трех заключенных. Именно эти методики мы будем применять в своем практическом исследовании.
1.5 Индивидуальные
и групповые особенности
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мысли, самостоятельность. Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок. Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают мышление человека; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке быстро и хорошо решаются подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется в повседневной жизни человека. Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей - умение выделять существенное и самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. В отечественной психологии нельзя не отметить понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания [7, с.28]. Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:1. Биологическая трактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации” 2. Педагогическая трактовка:“способность к обучению, обучаемость” 3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода, интеллект - это совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. “Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Какова же структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен выделил генеральный фактор интеллекта «фактор О» и «фактор 5», служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность,
т. е. способность оперировать
числами и выполнять
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Позже Гилфорд выделил сто двадцать факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим. По мнению Кэттела сто девяносто шесть факторов, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового. Имеющиеся экспериментальные результаты показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия — это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными (вспомните русскую пословицу “Ум хорошо, а два лучше”), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Метод “мозгового штурма” основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнестехнологиях.
Для определния индивидуальных особенностей мышления применяют методику «понимание пословиц», а в изучении особенностей группового мышления применяется методика «Кораблекрушение».
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что индивидуальное и групповое мышление имеет существенное различие и в решении различных задач выявляется преимущество либо группового, либо индивидуального мышления.
Глава 2. Экспериментальное исследование процедуры рассуждения через исключение
2.1 Организация и проведение исследования
Для изучения процедуры
рассуждения через исключение мы
провели экспериментальное
Целью работы является изучение процесса рассуждения через исключение.
Гипотеза: человек, добивающийся решения той или иной задачи использует процедуру рассуждения через исключение.
Задачи экспериментального исследования:
Экспериментальное исследование проводилось в СОШ № 72, в 11 Б классе. В эксперименте участвовало 13 человек, 10 из которых в групповом исследовании (из которых 2чел – муж. пола, 8 чел. – женского пола), и 3 человека проходили исследование в индивидуальной форме (1 чел. - муж. п., 2 чел. - жен. п.). возраст испытуемых 16-17 лет. Сроки проведения – 3 дня.
Применялись следующие методики: «Перевод с русского языка на язык суахили», «Король и трое заключенных».
Методика исследования
Характеристика испытуемых.
В экспериментальном исследовании приняло участие 13 человек, 10 из которых состояло в группе, а 3 человека – индивидуально.
В группу входили: девушки – 8 человек, юноши – 2 человека.
Индивидуально были исследованы: девушки – 2 человека, юноши – 1 человек.
Для исследования процедуры рассуждения через исключение применяются следующие методики:
1. Методика «Перевод с русского языка на язык суахили».
Суахили — один из наиболее распространенных языков народов Африки.
Инструкция: Опираясь на материал методики переведите с русского языка на язык суахили контрольную фразу „Я люблю тебя".
Материал эксперимента:
Он любит тебя — акупенда
Он бьет их — авапига
Я бью тебя — никупига
Он любит нас — авупенда
Правильный ответ — «никупенда».
2. Методика «Король и трое заключенных».
Выполняется всем классом
или в группах по 10-12 человек. Каждая
группа выносит решение, которое
затем обсуждается перед
Инструкция: У короля трое заключенных. Он им приказал вытянуть наугад один их 5 номерков, которые надо было надеть на спину. Про номерки известно, что два из них имеют черный цвет, три оставшихся — белый. Заключенным завязали глаза при вытягивании номерков, так что они не видели их цвета. После того как каждому заключенному надели на спину его номер и выстроили в шеренгу друг за другом, повязки с глаз сняли. Король обещал каждому заключенному освободить его, если он угадает цвет своего номера на спине. Тот, кто стоял последним в шеренге и видел номера двух передних заключенных, и тот, кто стоял вторым и видел только первого заключенного, не смогли назвать цвет своего номера. Тот же, кто стоял первым и вообще никого не видел, назвал свой цвет правильно- „белый". Король освободил его от заключения. Восстановите ход рассуждений заключенного, стоявшего в первом ряду.
Объяснение хода рассуждений первого заключенного.
Информация о работе Исследование процедуры рассуждения через исключение